Пресс-релиз №7

Печать PDF

Статья Посла России в Узбекистане В.Л.Тюрденева по случаю Дня дипломатического работника Российской Федерации

Как считают эксперты, история российского дипломатического ведомства начинается 10 февраля 1549 года. Именно на эту дату впервые приходится письменное упоминание о Посольском приказе – первом внешнеполитическом ведомстве России. Однако отсчет времени своего существования Министерство иностранных дел берет с 1802 года, когда оно было сформировано Императором Александром I. День дипломатического работника был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2002 года. Учреждение нашего профессионального праздника является признанием важности заслуг российских дипломатов в продвижении интересов Российской Федерации на международной арене.

Существует не один пример того, как наша внешнеполитическая служба отстаивала интересы своей страны. В историческом контексте XX века это относится и к периоду Первой мировой войны, 100-летие которой мы будем отмечать в недалеком будущем, и в годы Великой Отечественной войны, когда на фронт ушла почти половина сотрудников Народного комиссариата иностранных дел СССР. В те трудные времена дипломатия делала максимум для поддержки наших военных усилий, словом и делом доказывала верность своему долгу.

На протяжении всей истории международных отношений было вписано немало славных имен в летопись российской дипломатии: И.М.Висковатый, А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, князь В.В.Голицын, К.В.Нессельроде, граф А.Р.Воронцов, А.М.Горчаков, А.С.Грибоедов, С.Ю.Витте, Г.В.Чичерин, А.М.Коллонтай, А.А.Громыко, А.Ф.Добрынин и многие другие.

Для деятельности российской дипломатии на различных исторических этапах характерна преемственность. Внешнеполитическая служба может быть эффективной и профессиональной только в том случае, если она стоит на твердой почве традиций и национальных исторических и культурных ценностей. Это особенно актуально в современную эпоху, когда происходят глубокие преобразования международного ландшафта, набирают скорость исторические процессы, во многих регионах накапливается нестабильность, «бурлит» Ближний Восток. Проявилась тенденция к стремлению вновь полагаться на фактор силы, решать собственные проблемы за счет других. Непросто обстоят дела и в мировой экономике - продолжается поиск вариантов преодоления последствий глобального экономического кризиса.
В этих условиях значение дипломатии существенно возрастает. Россия стремится проводить ответственную внешнюю политику, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления стабильности, урегулирования конфликтов путем поиска разумных компромиссов. В сферу российской внешнеполитической деятельности включаются все новые области международных отношений, связанные как с сотрудничеством в решении многообразных проблем, стоящих перед Россией и всем человечеством, так и с необходимостью противодействия негативным тенденциям, вызовам и угрозам нашей безопасности.
Российские приоритеты были неоднократно изложены в выступлениях Президента Российской Федерации, статье В.В.Путина «Россия и меняющийся мир», Указе Президента России от 7 мая 2012 года и затем в его Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. В основе наших действий по-прежнему лежат проверенные временем принципы прагматизма, открытости, многовекторности, предсказуемости, настойчивого, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов. В фокусе наших усилий – обеспечение безусловного соблюдения суверенитета и самостоятельной роли России как важнейшего фактора глобального равновесия, геополитической стабильности, одного из влиятельных центров современного мира.

Цели нашей внешней политики имеют стратегический, неконъюнктурный характер. Поэтому наш внешнеполитический курс является активным и созидательным, основанным на готовности к развитию полноценного и дружественного диалога и сотрудничества со всеми государствами – в той мере, в какой к этому готовы наши партнеры. По инициативе В.В.Путина МИД России подготовил и представил на утверждение Президента новую редакцию Концепции внешней политики Российской Федерации. Работа над этим документом велась в тесном контакте с экспертным сообществом и была сориентирована на его наполнение четкими соображениями, вскрывающими глубинные процессы, происходящие в международных отношениях, и адекватно отражающими российские приоритеты.

Стержневым направлением нашей внешней политики является пространство СНГ. Наращивание многостороннего взаимодействия и расширение интеграционных процессов на пространстве Содружества – курс, рассчитанный на стратегическую перспективу и отражающий объективные тенденции эпохи глобализации, включая укрепление роли региональных объединений. В.В.Путин неоднократно подчеркивал необходимость усилить работу в отношениях с государствами СНГ, включая участников государств-«тройки» - России, Белоруссии и Казахстана, сформировавших Таможенный союз и приступивших к работе в формате Единого экономического пространства.

Интеграционные процессы в рамках СНГ нацелены, в первую очередь, на выстраивание эффективной модели экономического сотрудничества, способной обеспечить беспрепятственное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В 2012 году вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, призванный модернизировать нормативно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества стран СНГ. Здесь хочу заметить, что Россия приветствует желание Узбекистана присоединиться к этому Договору и поддерживает это устремление на всех уровнях власти. В прошлом году было также подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ в Ашхабаде 5 декабря 2012 года принята Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества, в которой лидеры стран Содружества подтвердили приверженность укреплению его роли в формировании региональных и межрегиональных взаимоотношений.

Российская дипломатия способствует последовательному продвижению работы по формированию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза. Он призван стать крупнейшим геополитическим проектом и новой исторической вехой не только для России, Белоруссии и Казахстана, но и для других государств на пространстве СНГ. Речь идет о превращении экономической интеграции в понятный и привлекательный для граждан и представителей бизнеса устойчивый процесс. С 1 февраля 2012 года действует Евразийская экономическая комиссия – единый постоянно функционирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, которому пошагово передаются полномочия с национальных уровней по широкому спектру экономических вопросов.

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан уже имеют свою историю – в марте 2012 года мы отметили 20-летие их установления. Взаимосвязи наших стран носят характер союзнического и стратегического партнёрства, отличаются устойчивой динамикой развития диалога.
Россия придает большое значение укреплению взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной и других областях с нашим ведущим партнёром в Центральной Азии - Республикой Узбекистан. Главы наших государств регулярно обсуждают ключевые темы двусторонних связей и международные проблемы, находят взаимоприемлемые решения. Мы внимательно относимся к инициативам друг друга в сфере укрепления международного мира и безопасности, урегулирования конфликтов.

В целом, все усилия российской дипломатии направлены на продвижение позитивной, содержательной повестки дня, нацеленной на объединение усилий всех участников международных отношений. Так мы действуем в рамках ООН, «двадцатки», «восьмерки», ШОС, БРИКС. В ходе своего предстоящего председательства в 2013-2015 гг. в «Группе двадцати», «Группе восьми», ШОС и БРИКС рассчитываем использовать свои функции для дальнейшего продвижения объединительных, конструктивных подходов к различным проблемам.

Мы последовательно защищаем принципы верховенства международного права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, отстаиваем безальтернативность центральной роли ООН, главную ответственность ее Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности. Для нас недопустимы попытки использовать СБ ООН для легитимизации внешнего, включая военное, вмешательства во внутренние конфликты, давления на неугодные правительства под гуманитарными лозунгами.

Очевидно, что в период серьезных испытаний, через которые проходят сейчас международные отношения, Россия не только сталкивается с рисками, но и открывает для себя новые возможности. Хочу сказать, что в основе внешней политики нашей страны лежит философия созидательной работы – в современном мире ответы на общие для всех вызовы могут быть найдены только путем подлинного партнерства при учете интересов и озабоченностей друг друга.

Россия к такой работе готова.