Пресс-релиз №26

Печать

Выступление заместителя Министра иностранных дел России Г.М.Гатилова на 65-й сессии Европейской экономической комиссии ООН, Женева, 9 апреля 2013 года

Уважаемый господин Председатель,
Дамы и господа,


События последнего времени свидетельствуют о переломном этапе в развитии мирохозяйственной системы. Глобальный финансовый и экономический кризис обнажил заложенные в её нынешней модели существенные противоречия и недостатки, обусловленные структурными деформациями и просчетами в экономической политике на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Поиск эффективных мер реагирования требует адекватного учёта происходящих изменений, включающих перераспределение баланса экономических сил, перехода на новый технологический уклад, необходимости рационального сочетания трёх основных факторов устойчивого развития – экономического, социального и экологического.

Анализ хода выполнения истекающих в 2015 г. Целей развития тысячелетия наглядно подтверждает, что прочная экономическая база является залогом необратимости международного процесса развития, заключающегося в обеспечении надлежащих условий для полноценной самореализации человека, создания благоприятной социальной среды и поддержания экологического равновесия. Укрепление производственного потенциала, расширение занятости и строительство инфраструктуры, прежде всего в области энергетики и транспорта, становятся ключевыми задачами как для развивающихся, так и развитых стран.

Ведущиеся в настоящее время в рамках системы ООН широкие консультации по определению глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 г., в центре которой будут находиться Цели устойчивого развития (ЦУР), выявляют консолидацию позиций государств-членов вокруг такого подхода.
Считаем, что ЦУР должны вместить в себя наиболее важные и поддающиеся количественному анализу, планированию и мониторингу базовые показатели в области развития. Важно также укрепить соответствующие институциональные механизмы системы ООН. Рассчитываем на дальнейшее укрепление координирующей функции Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН, обеспечение тесной рабочей связи и взаимоусиливающего эффекта между деятельностью Совета и формируемого Политического форума по устойчивому развитию. Необходимость более полного учета региональных и национальных условий в контексте международного развития ставит перед нами задачу расширения вклада региональных экономических комиссий в эту работу.

Мировой финансовый и экономический кризис чётко высветил возрастающую роль регионов в мировой экономике, необходимость коллективного поиска решений присущих им уникальных проблем. Заметный урон нанесён панъевропейскому региону. Совокупный объём ВВП стран еврозоны сократился на 0,4%, ожидаемый рост в текущем году весьма незначителен. Рекордных показателей за весь послевоенный период достигла безработица, доходящая в отдельных странах Евросоюза до 25%.
Замедление темпов развития государств еврозоны отрицательно влияет на экономические показатели других государств-членов ЕЭК ООН – сужаются возможности для экспорта, затрудняется доступ к банковским кредитам, усиливается неопределенность на фондовых и сырьевых рынках. Всё это способно подорвать региональную экономическую, социальную, финансовую, энергетическую и продовольственную безопасность государств региона.

Попытки урегулирования кризисных явлений без учёта мнения всех заинтересованных государств, примером чему может служить ситуация в Республике Кипр, подрывают политическое доверие и ведут к социально-экономическому разобщению. Списание части денежных средств с банковских счетов, включая активы иностранных инвесторов, означает по сути экспроприацию частной собственности. Рассчитываем на то, что “кипрский” прецедент не войдет в экономическую практику в качестве обыденной меры.

Со своей стороны прикладываем последовательные усилия к выправлению социально-экономической обстановки на континенте, поощрению экономического роста и межгосударственной интеграции.

В рамках первого российского председательства в “Группе двадцати” прорабатываем с партнерами ряд конкретных инициатив по укреплению макроэкономической устойчивости и повышению занятости в мире.

Наша страна сохраняет положительную экономическую динамику. Национальный ВВП вырос в прошлом году на 3,5%. Федеральный бюджет исполнен без дефицита. Стабильно увеличиваются золотовалютные резервы, ставшие третьими по объему в мире. На низкой отметке находится государственный долг. Безработица составила чуть более 5% от экономически активного населения.

Россия является активным участником интеграционных процессов на евразийском пространстве. С июня 2011 г. полноценно функционирует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. В начале 2012 г. вступили в силу 17 базовых соглашений, регламентирующих различные аспекты жизнедеятельности Единого экономического пространства. Приступил к работе наднациональный регулирующий орган – Евразийская экономическая комиссия.
Евразийская интеграция последовательно набирает обороты и уже приносит ощутимые результаты. За время функционирования Таможенного союза товарооборот между тремя государствами увеличился на 10%. Складывается привлекательная структура внутриблоковой торговли: доля машин и оборудования достигает 20%. Тем самым евразийская интеграция существенно повышает конкурентоспособность участвующих в ней стран и, кроме того, оказывает позитивное воздействие на экономическую ситуацию в регионе ЕЭК ООН в целом.

Последовательно работаем в интересах расширения горизонта стратегического сотрудничества с Европейским союзом – нашим ведущим торговым и экономическим партнером. На долю ЕС приходится около половины российской внешней торговли, 85% экспорта энергоносителей. В рамках совместной Инициативы “Партнерство для модернизации” осуществляем взаимовыгодные проекты в области высоких технологий, энергоэффективности и энергосбережения, телекоммуникаций, космоса.
В марте с.г. Россия и ЕС утвердили Дорожную карту энергетического сотрудничества до 2050 г. Поставлена стратегическая цель о движении к общеевропейскому энергетическому пространству с интегрированной сетевой инфраструктурой, открытыми, прозрачными и конкурентными рынками. Завершено строительство второй очереди газопровода “Северный поток”, начато сооружение аналогичного “Южного потока”. Конечным результатом этой работы станет обеспечение энергетической безопасности и достижение устойчивого развития в Европе.

Усматриваем конкретные преимущества от сопряжения ключевых интеграционных процессов в Европе. Твердо убеждены в том, что интеграция в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и ЕС не должны восприниматься в качестве конкурентов. Наоборот, в совокупности они способны придать значительный импульс социально-экономическому развитию в панъевропейском регионе, повысить его конкурентоспособность в обеспечении трансконтинентальных транспортных и товарных потоков.

Считаем, что ЕЭК ООН является востребованной и эффективной площадкой для поддержания диалога по актуальным вопросам развития панъевропейского региона.
Особое значение отводим вопросам модернизации экономики, утверждению в ней инновационных начал. Знания, профессиональные компетенции и технологии приобретают главенствующую роль в ускорении экономического роста и укреплении конкурентоспособности национальных экономик и их устойчивости к современным вызовам и угрозам. Безусловным признанием этого факта служит сосредоточение предстоящей в Женеве в июле с.г. основной сессии ЭКОСОС на вкладе науки и технологий в содействие устойчивому развитию.

В этом контексте выделяем значение работы ЕЭК ООН в области экономического сотрудничества и интеграции. С помощью имеющегося у Комиссии инструментария государства-члены получают необходимые рекомендации для наращивания своего экономического потенциала в целях инновационного развития, внедрения передовых стандартов и технологий в экономику.

Традиционным приоритетом нашей работы в ЕЭК ООН выступает устойчивая энергетика. Это направление – одно из главных в панъевропейском сотрудничестве. Заинтересованы в поддержании и укреплении конструктивного энергодиалога со всеми государствами-членами. Исходим из того, что соответствующие ресурсы Секретариата не уменьшатся на фоне включения в мандат Комитета по устойчивой энергетике проблематики возобновляемых источников энергии.
Большое значение придаём развитию транспорта, создающему предпосылки для укрепления и углубления интеграционных процессов. Россия продолжит всемерно поддерживать усилия ЕЭК ООН по развитию евроазиатских транспортных связей и гармонизации железнодорожного транспорта.

Россия продолжит оказывать ЕЭК ООН необходимую поддержку, в т.ч. финансового характера, программе технического содействия ЕЭК ООН по повышению конкурентоспособности и стимулированию экономического роста в государствах СНГ.