Пресс-релиз №21

Печать

О социально-экономической и политической ситуации на Северном Кавказе

Руководством Российской Федерации совместно с региональными властями предпринимаются меры по стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

С конца 1990-х годов разработан и осуществляется комплекс специальных мер по локализации и устранению очагов нестабильности на Северном Кавказе. В начале 2010 года сформирована новая система государственного управления на территории Северного Кавказа. Создан Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) путем выделения из состава Южного федерального округа Республики Дагестан (РД), Республики Ингушетия (РИ), Кабардино-Балкарской Республики (КБР), Карачаево-Черкесской Республики (КЧР), Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) и Ставропольского края (СК). Назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в СКФО А.Г.Хлопонин.

Реализуются федеральные целевые программы «Юг России (2008-2013 гг.)», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.». Разработаны стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года и Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года.

Утверждена Стратегия развития СКФО до 2025 года, среди ключевых ориентиров которой - создание не менее 400 тысяч новых рабочих мест. Создана корпорация развития СКФО на основе дочернего предприятия Внешэкономбанка с уставным капиталом 500 млн. рублей, которая планирует реализовать в регионе 30 проектов на сумму более 62 млрд. рублей.

В настоящее время одной из ведущих задач социально-экономического развития региона является подготовка к реализации разрабатываемой государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» с учетом включения в нее в качестве подпрограмм вышеупомянутых федеральных целевых программ, а также подпрограмм социально-экономического развития РД, КБР, КЧР, РСО-Алания и СК.
Вместе с тем, современная общественно-политическая обстановка на Северном Кавказе продолжает характеризоваться высоким конфликтогенным потенциалом, рядом негативных социально-экономических тенденций, проявлениями этнополитического и религиозно-политического экстремизма. Этому способствует целый ряд внешних и внутренних дестабилизирующих факторов.

К основным внешним дестабилизирующим факторам следует отнести активность международной террористической сети на территории субъектов СКФО и распространение на территории округа радикальных форм ислама.

К основным внутренним дестабилизирующим факторам следует отнести борьбу между различными этническими группами в сфере политико-экономических интересов, коррупционные процессы в государственных органах власти и органах местного самоуправления субъектов СКФО, значительный уровень безработицы и социальной необустроенности населения, что служит питательно средой для развития экстремистской идеологии и преступности, неурегулированность земельных отношений, порождающая возникновение межнациональных конфликтов, и продолжающийся отток из региона коренного населения, для которого русский язык является основным языком межнационального общения (русские, украинцы, молдаване, армяне и др.).

Таким образом, приоритетными задачами, стоящими перед субъектами СКФО, остаются борьба с коррупцией и терроризмом, снижение экономической зависимости от федерального центра посредством привлечения иностранных и частных инвестиций в регион.
Несмотря на вышеперечисленные трудности, антикризисные меры, предпринимаемые федеральным центром, приносят свои плоды. Социально-экономическое положение в субъектах СКФО в основном имеет тенденцию к улучшению. Подтверждением тому, в частности, является увеличение рабочих мест и рост средней заработной платы.

Так, в минувшем году в республиках СКФО практически повсеместно вплоть до 10% наблюдалось увеличение числа рабочих мест по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Сокращение количества рабочих мест было зафиксировано лишь в СК – на 1,3% .
Средняя начисленная заработная плата в 2012 году в сравнении с аналогичным периодом 2011 года практически во всех республиках региона увеличилась на четверть, наименьший прирост средней заработной платы в СК – 16,8%. Самая высокая зарплата в округе – в РИ – 17646,3 руб. и ЧР – 17386,6 рублей, при средней по СКФО – 15965,5 рублей.

Практически во всех республиках СКФО наблюдается увеличение рождаемости и сокращение смертности. Причем в ЧР и РД количество родившихся более чем в 3 раза превышает количество умерших. Исключение составляет СК, где количество умерших в 2012 году превысило число родившихся. Положительный демографический баланс поддерживается в крае за счет миграции населения.

Во исполнение поручения Президента России от 18 июня 2004 года Минфином Чеченской Республики по состоянию на конец марта 2013 года региональными отделениями Россельхозбанка и Сбербанка России в Грозном выплачены компенсации 84 тысячам заявителям по 350 тыс. рублей на общую сумму около 30 млрд. рублей.

На XI Международном инвестиционном форуме «Сочи-2012» субъекты СКФО представили в общей сложности более 60 инвестиционных проектов и подписали соглашения на сумму более 10 млрд. рублей, что говорит о повышенном интересе к региону. В рамках развития туристическо-рекреационного кластера на Северном Кавказе организованы шесть особых экономических зон туристического направления.
Актуальной остается проблематика противодействия терроризму. Особое внимание уделяется снижению уровня радикализации населения, прежде всего, молодежи. Действует «Комплексный план» информационного противодействия терроризму на 2008-2012 гг.». В его рамках реализуется соответствующие агитационно-пропагандистские мероприятия.

В целях пропаганды контртеррористической деятельности организовано взаимодействие местных властей с НПО, творческими союзами, национально-культурными автономиями, общественными и религиозными объединениями. Внедряются образовательные программы и курсы, направленные на формирование у молодежи гражданского сознания, понимания особенностей и умения жить в условиях мультикультурного общества. Проводятся культурно-просветительские и социально ориентированные акции с учетом представителей различных этнических и конфессиональных групп. Ежегодной традицией, получившей положительный резонанс, стало проведение «Кавказских игр», молодежного форума «Машук» и Кавказского форума российской (евразийской) молодежи «Домбай».

В ЧР создано государственное учреждение «Центр духовно-нравственного воспитания и развития Чеченской Республики», работающее в тесном взаимодействии с Духовным управлением мусульман Республики. Функционирует сайт www.chechnyatoday.com, ставший эффективным ресурсом противодействия экстремистской пропаганде, профилактики терроризма, создания среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию населения.
В сфере защиты прав граждан в республиках Северного Кавказа активно работают институты уполномоченных по правам человека.
Для объективного информирования российской и международной общественности о мерах, предпринимаемых руководством России по ситуации на Северном Кавказе, при поддержке Пресс-центра МИД России в регион Северного Кавказа регулярно организуются поездки иностранных журналистов.