Пресс-релиз №19

Печать

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ, Ташкент, 5 апреля 2013 года

Вопрос: Сергей Викторович, каковы итоги СМИД СНГ?
С.В.Лавров: Сегодня на заседании в узком составе была хорошая атмосфера. Мы рассмотрели вопросы повестки дня на основе предложений экспертов. Каких-либо разногласий не выявлено.

Но поскольку министры иностранных дел призваны, прежде всего, заниматься внешнеполитической деятельностью, а не только рассмотрением секторальных докладов различных органов СНГ для представления главам государств и правительств, как это предусмотрено Уставом Содружества, сегодня в узком составе мы все-таки уделили много времени доверительному и откровенному обмену мнениями по актуальным международным вопросам, которые всех нас волнуют. Это в первую очередь касается ситуации в Афганистане и вокруг него. Для наших центральноазиатских соседей, России, стран Южного Кавказа это не самая простая проблема. Мы также обменялись мнениями о положении дел на Ближнем Востоке и Севере Африки, что также волнует все без исключения страны и в Европе, и в Азии, и в других частях мира.

Мы условились продолжать взаимодействие по вопросам повестки дня ООН. Ежегодно проводятся консультации руководителей соответствующих направлений внешнеполитических ведомств стран СНГ. Договорились развивать традицию взаимодействия и в рамках ОБСЕ.

На официальном заседании рассмотрели вопросы развития сотрудничества в рамках СНГ. Особое внимание в этом году уделяется гуманитарной проблематике. Главам государств рекомендовано объявить 2014 г. Годом туризма в Содружестве. Одобрены проекты документов о продвижении взаимодействия в сфере образования, принят соответствующий план мероприятий на три года. В этих рамках договорились представить главам государств и правительств документы о взаимном признании дипломов. Обсудили вопросы, связанные с Планом сотрудничества в сфере физической культуры и спорта, одобрили проекты соответствующих документов на трехлетний период.

Кроме того, рассмотрены проекты (выносимые также на встречи президентов и премьеров), посвященные развитию сотрудничества в правоохранительной, налоговой сферах и по охране границ. Что касается непосредственно контактов и структурирования отношений по линии министерств иностранных дел, утверждено Положение о консультативном совете руководителей консульских служб внешнеполитических ведомств стран СНГ и развернутый План многоуровневых межмидовских консультаций по международной проблематике.

Вопрос: В ноябре на саммите Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе ряд стран СНГ могут подписать соглашения об ассоциации и создании зон свободной торговли с ЕС. Не противоречит ли такое сближение стран содружества с ЕС интересам России и является ли это партнерство противовесом СНГ?
С.В.Лавров: Я не вижу, как сотрудничество в рамках СНГ может противоречить остальным направлениям внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Мы исходим из того, что внешняя политика должна быть многовекторной. Главное, чтобы развитие отношений с нашими соседями, странами Европы или Америки или другими государствами не противопоставлялось объективным интересам сотрудничества в рамках СНГ. Конкретно в Восточном партнерстве мы не видим естественных причин, которые стали бы препятствием, чтобы сочетаться с участием в СНГ. Если проекты в рамках Восточного партнерства нацелены на решение действительно важных задач в экономической, социальной сферах, то Россия не раз говорила о готовности к ним подключаться, выходить на «тройственные» форматы: ЕС, «фокусные» страны Восточного партнерства и Россия. Мы по-прежнему готовы к этому.
Вы упомянули соглашения об ассоциации и зонах свободной торговли. Далеко не все страны Восточного партнерства к этому приблизились, но некоторые находятся в достаточно продвинутой стадии. В этой связи хочу сказать следующее. Абсолютно некорректно пытаться заявлять, что создание зоны свободной торговли с Евросоюзом исключает какие-либо отношения с интеграционными процессами на пространстве СНГ. Приведу лишь один довод: сейчас, когда мы готовим новые базовые соглашения, наши партнеры по ЕС предлагают пойти дальше тех договоренностей, которые были заключены при нашем вступлении в ВТО, и создать весьма либерализованную зону свободной торговли между ЕС и Россией. Тогда о чем разговор? Россия – уже член Таможенного союза. Стало быть, любой нынешний или будущий член этого союза, Единого экономического пространства, не будет иметь проблем, чтобы – если вести дела на честной, открытой общепринятой основе – взаимодействовать с ЕС и с кем бы то ни было еще.

Вопрос: Как прошла Ваша встреча с Президентом Узбекистана И.А.Каримовым?
С.В.Лавров: Встреча была хорошей, интересной. Рассмотрели ситуацию в наших двусторонних отношениях в связи с предстоящими контактами на высшем уровне, положение дел с подготовкой важных документов по целому ряду направлений – в экономической, гуманитарной, культурной, научно-технической сферах. Обменялись мнениями - как это у нас регулярно происходит с нашими узбекскими коллегами - о положении дел в регионе Центральной Азии, прежде всего, в контексте наступающего 2014 года, когда силы Международной коалиции должны будут уйти из Афганистана (как они решили) и когда многие проблемы придется регулировать уже несколько иначе, чем делается сейчас. Нам ясно, и мы едины в этом с Узбекистаном и другими центральноазиатскими странами, что самое главное – заблаговременно разработать меры, которые не позволят нам испытать дополнительные нагрузки из-за продолжающих исходить с территории Афганистана террористических и наркотических угроз. Такие меры мы обсуждали в двустороннем плане, как это имеет место, в частности, с Узбекистаном, рассматриваем их и в рамках ОДКБ, ШОС и, кстати, СНГ - по линии Антитеррористического центра Содружества.

Вопрос: Сегодня от КНДР поступило предложение эвакуировать Посольство России. Будет ли МИД это делать?
С.В.Лавров: Это предложение поступило всем посольствам, находящимся в Пхеньяне. Сейчас мы стремимся прояснить ситуацию. Мы задали нашим северокорейским соседям несколько вопросов, которые необходимо задать в таком случае. Поддерживаем тесный контакт с нашими китайскими, американскими, южнокорейскими, японскими партнерами - участниками шестисторонних переговоров.
Нас очень тревожит нагнетание, пока словесное, напряженности. Хотим понять, каковы причины для предложения об эвакуаации посольств; является ли это решением руководства КНДР или предложением. Нам было сказано, что это предложение.
Повторю, так как здесь завязано очень много факторов, в том числе касающихся других стран – участниц шестистороннего процесса, мы сейчас пытаемся все прояснить.

Вопрос: К 9 апреля Белграду нужно принять историческое решение – отдавать Приштине север Косово или нет. Таков ультиматум Евросоюза, и от решения Сербии зависит судьба ее вступления в ЕС. Могли бы Вы прокомментировать сложившуюся ситуацию?
С.В.Лавров: Вести разговоры ультиматумами с любой страной неправильно и неприемлемо. Последовательно поддерживаем линию, которую проводит руководство Сербии в отношении косовского вопроса. Это абсолютно соответствует основополагающим принципам Хельсинкского Заключительного акта, предписывающего все подобного рода проблемы решать на основе взаимных договоренностей.
В свое время, когда ЕС вызвался посредничать между Белградом и Приштиной, чтобы выйти на обоюдоприемлемые решения, найти развязки, которые, повторю, были бы приемлемы как для Белграда, так и для Приштины, мы это приветствовали, поддержали соответствующую резолюцию ГА ООН, которая одобрила такие посреднические усилия. Конечно, ни в этой резолюции, ни в других документах, определяющих параметры этих переговоров, не говорится о том, что можно вести дело языком ультиматумов.

Вопрос: Насколько сейчас актуально говорить о том, что у СНГ имеется единая стратегия в отношении Афганистана? Или все же это в большей степени инициативы центральноазиатских государств?
С.В.Лавров: У ОДКБ есть общая стратегия применительно к Афганистану и соответствующие программы мероприятий, которые реализуются, в том числе в контактах с афганской стороной. Имеются соответствующие планы (которые находятся в стадии осуществления) и по линии ШОС, где Афганистан выступает наблюдателем.
Что касается СНГ, то я уже упомянул наличие в данной структуре Антитеррористического центра и, кроме того, есть советы глав правоохранительных органов, глав спецслужб, руководителей миграционных служб, чья деятельность напрямую связана с вопросами, которые возникают в связи с ситуацией вокруг и внутри Афганистана. Поэтому исхожу из того, что в ближайшие полтора года - до конца 2014 г. - по всем этим направлениям, в рамках всех имеющихся механизмов будет максимально предметно вестись соответствующая работа, чтобы вырабатывать единые подходы. Интересы у стран СНГ абсолютно совпадают по афганской проблематике, как они совпадают и с любой другой нормальной страной.

Никто не хочет, чтобы с территории Афганистана исходили какие-то угрозы. Этим надо заниматься с точки зрения и обеспечения безопасности границ соседей Афганистана, и содействия Афганистану в укреплении способности национальных сил безопасности поддерживать порядок и законность на своей территории, и в решении экономических проблем, и в искоренении наркопроизводства. Все это предусмотрено в планах трех организаций, о которых я упомянул, в дополнение к планам, которые утверждаются по линии ООН.