Пресс-релиз №15

Печать

Интервью директора Консульского департамента МИД России А.Г.Карлова, опубликованное в «Российской газете» 29 марта 2013 года

Вопрос: Чем была вызвана необходимость открытия российских визовых центров за границей?
Ответ: Необходимость создания визовых центров (ВЦ) связана с двумя ключевыми моментами.
Во-первых, в последние годы наблюдался стабильный рост числа иностранцев, въезжавших к нам в страну. Как следствие, резко возрос объем работы наших консульских учреждений на визовом направлении, перед их дверями выстроились многочасовые очереди посетителей, желающих получить российские визы.
Попытки решить эту проблему за счет перераспределения обязанностей среди немногочисленных сотрудников консульских отделов посольств и консульских учреждений не привели к существенному улучшению работы на визовом треке. К тому же мы не могли забывать и о российских соотечественниках, число которых за рубежом постоянно растет и, естественно, одновременно увеличивается количество их обращений в наши загранучреждения по самым разнообразным вопросам.
Все это заставило нас внимательно присмотреться к опыту зарубежных коллег, которые сталкивались с аналогичными проблемами. При этом выяснилось, что практически все страны Евросоюза уже давно шли по пути создания визовых центров, в том числе и в Российской Федерации.
Что такое визовой центр? Фактически речь идет о создании частной компанией своего рода «приемной» посольства или генерального консульства, куда поступают все обращения на оформление виз. ВЦ производят обработку этих запросов и передают их в визовые секции посольства или генерального консульства в необходимом им формате. При этом решение о том, выдавать или не выдавать визы, остается за государством, в данном случае за Российской Федерацией.
Фирмы-операторы не связаны утвержденным кем-то штатным расписанием. Число занятых в ВЦ сотрудников постоянно меняется и зависит от конкретного объема визовой работы, который носит ярко выраженный сезонный характер.
Во-вторых, в 2005 году Правительством России была утверждена концепция внедрения паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих биометрические данные. На первом этапе, как известно, мы занимались паспортами, и теперь за рубежом наш соотечественник может прийти в любое посольство или генеральное консульство и оформить, так же, как в России, биометрический паспорт.
Закончив с паспортами, мы перешли к визовой тематике. На практике это означает, что при обращении за визой иностранец должен будет предоставить нам свои биометрические данные, или, проще говоря, куда-то прийти и оставить отпечатки пальцев.
Сейчас иностранцы в большинстве случаев сами не посещают консульские учреждения. Их документы заносят туда туристические компании. И если мы заблаговременно не увеличим «пропускную возможность наших визовых ворот», то страшно даже подумать, что будет твориться после введения визовой биометрии у дверей консульских учреждений.
С учетом всех этих факторов мы решили воспользоваться международным опытом и пошли на создание ВЦ. Первый пилотный проект был реализован в Великобритании. В настоящее время, главным образом в Европе, работает 54 ВЦ. Визовые центры также открыты в США и в Южной Корее. Работаем над открытием центров в ряде других стран – Китае, Японии, Канаде.
Наше главное требование к компании-оператору ВЦ – посетитель должен иметь возможность попасть в Центр без очереди и находиться в нем не больше 10-15 минут. Насколько я знаю, это требование строго соблюдается, и этим мы отличаемся в лучшую сторону от ряда наших европейских коллег, для посещения ВЦ которых приходится записываться за несколько дней.

Вопрос: Как будут работать визовые центры на Олимпиаде в Сочи в 2014 году?
Ответ: Сразу разведем участников Олимпиады в Сочи на две большие группы. Официальные лица и спортсмены будут въезжать по паспортам и специальным аккредитационным удостоверениям. Визы им не потребуются.
Что касается остальных граждан, то для них режим поездки в Российскую Федерацию будет таким же, как и сейчас. Но именно для этой категории лиц практически во всех визовых центрах уже созданы специализированные «Олимпийские окна». Иностранный посетитель или компания, оформляющая туристов для поездки на Олимпийские игры, будут обслуживаться в этих окнах в приоритетном порядке.

Вопрос: Работа визовых центров подвергается критике, в частности со стороны турфирм. Есть жалобы на усложнение процедуры получения визы.
Ответ: Очень серьезный вопрос! Постараюсь ответить на него кратко.
До открытия ВЦ представители туристических фирм стояли часами в очереди для того, чтобы попасть в визовую секцию посольства или генконсульства. Теперь же, как я уже говорил ранее, очередей в ВЦ нет. Во всех Центрах созданы специальные окна для работы с туристическими компаниями. Уверен, серьезные фирмы уже смогли по достоинству оценить это нововведение.
Поверьте, мы самым внимательным образом отслеживаем все замечания, которые высказываются в адрес работы ВЦ, в т.ч. и со стороны туристических компаний. Вместе с тем при обсуждении этой темы я разделил бы турфирмы, с которыми имеют дело иностранцы при организации поездок в Россию, на две основные группы.
К первой мы относим компании, которые реально работают на развитие въездного туризма в Россию. С ними мы ведем постоянный диалог как за рубежом, так и в России. Регулярно встречаемся мы и с руководством Ростуризма, буквально на днях провели совещание с представителями Ассоциации туристических операторов России. Мы выслушиваем высказываемые ими замечания, учитываем их при организации работы ВЦ. Так, в частности, именно по обращению Ростуризма в свое время в ВЦ были созданы специализированные окна для обслуживания турфирм.
К сожалению, с частью предложений мы пока согласиться не можем. Мне очень импонирует предложение туристического сообщества о введении безвизового режима поездок туристов в нашу страну. Но реализовать его можно только на основе принципа взаимности. Об этом, кстати, неоднократно говорил и наш Президент. Пока же такие предложения некоторым нашим зарубежным партнерам не встретили понимания.
Помимо подобных туристических компаний есть также фирмы-посредники. Вся их деятельность фактически сводится лишь к тому, чтобы занести документы в визовые секции наших посольств и консульств. Деятельность посреднических фирм раньше была весьма востребована. Значительное число иностранцев, намеревавшихся получить российские визы, не хотели выстаивать многочасовые очереди и пользовались услугами таких компаний. Сейчас многие граждане думают: «А стоит ли платить деньги, чтобы попасть в ВЦ, когда это можно сделать самим в течение 10-15 минут?». Вполне понятно, что после открытия ВЦ фирмы-посредники потеряли очень большие деньги. Мы поинтересовались и узнали, что расценки на этом рынке услуг достигали 200 евро. Что касается сборов ВЦ, то они, как правило, составляют 20-30 евро. Согласитесь, разница огромная.
Хотел бы также отметить, что во всех странах, где есть наши ВЦ, гражданам предоставляется право выбора. Они могут обратиться в наши посольства и генконсульства, потратить на это больше времени, но заплатить только консульский сбор, или обратиться в ВЦ, дополнительно оплатив его услуги. Исключение составляет Великобритания, подданные которой на основе взаимности должны подавать свои документы только в визовые центры.

Вопрос: Высказывались недовольства тем, что визовые анкеты есть не на всех языках.
Ответ: Да, наша электронная анкета составлена на двух языках – русском и английском. Но почему-то наши критики забывают сказать, что при этом дается подстрочный перевод на 14 языках мира. Более простой анкеты, чем у нас, просто нет.

Вопрос: Наблюдалось ли сокращение поездок иностранцев?
Ответ: Единственная европейская страна, по которой наблюдается заметное сокращение выдачи виз, – это Финляндия. Однако процесс начался задолго до открытия там ВЦ. Действительно, из Финляндии сокращается число визовых въездов, но примерно на это же количество увеличивается число финнов, которые приплывают к нам на круизных судах и паромах в рамках безвизовых поездок. Понятно, что ездить без визы проще, чем с визой.

Вопрос: Что должны иметь в виду россияне, когда отправляются за границу?
Ответ: Надо еще на стадии подготовки поездки подумать и решить, что можно сделать, чтобы отдых прошел нормально. Я не буду останавливаться на определении надежности туристических компаний. Вы хорошо знаете о всех случаях их банкротств, в результате которых наши граждане оказываются за рубежом в очень сложном положении. В таких случаях мы, конечно, оказываем им помощь.

Но даже если у вас надежная турфирма, подумайте о том, в какую страну вы едете. На сайте МИД России содержится краткая информация о всех странах мира, и российский гражданин может заранее узнать, какие там обычаи, традиции, выписать себе адреса наших консульских учреждений. Знакомство с нашим сайтом позволит россиянам в значительной степени избежать проблем с местным законом. Например, если люди едут в страны ислама, надо быть внимательными к требованиям дресс-кода.

Естественно, не стоит злоупотреблять спиртным в самолетах. Тема это горячая, регулярно приходят сообщения о том, что с того или иного рейса сняли нашего дебошира.
Так же мы рекомендуем делать копию паспорта и держать ее отдельно от самого паспорта, на случай пропажи документов. Это поможет вам получить свидетельство на возвращение.
Мы хорошо понимаем, что не всегда наши сотрудники могут оперативно прийти на помощь соотечественникам. К сожалению, нам элементарно не хватает людей и консульских учреждений за рубежом. Например, в Анталии работает три консула, а в год там бывает более двух миллионов туристов.

Вопрос: Россияне прислушиваются к рекомендациям?
Ответ: Был случай, когда несколько лет назад мы рекомендовали в связи с обострением политической ситуации не ездить в одну из азиатских стран. Что же после этого было на самом деле? Мы одним самолетом людей эвакуировали, и в тот же день в ту же страну прибывал чартер и привозит точно такое же количество наших граждан, которые, несмотря на наши рекомендации, считали, что там можно прекрасно отдохнуть.
Все наши заявления носят рекомендательный характер. Человек сам определяет, прислушиваться ему к нашим рекомендациям или нет.