Пресс-релиз № 47

Печать

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 31 мая 2017 года
О террористическом акте в Афганистане
31 мая в дипломатическом квартале Кабула, в столице Афганистана, в непосредственной близости от посольства Германии был осуществлён подрыв заминированного автомобиля. На данный момент только по предварительным данным, поступающим от афганских правительственных учреждений, в результате мощного взрыва погибли порядка 80 человек, ранения различной степени тяжести получили свыше 300 человек. По имеющимся на эту минуту сведениям, граждан России среди пострадавших нет. Посольство России в Кабуле, сотрудники загранучреждений в Афганистане находятся в контакте с властями и будут держать эту тему на постоянном контроле.
Решительно осуждаем этот террористический акт. Рассчитываем, что его организаторы и исполнители понесут суровое наказание. Призываем власти Афганистана предпринять должные меры для обеспечения безопасности как в столице,  так и в других районах этой страны.
Выражаем глубокие соболезнования родным и близким погибших, желаем скорейшего выздоровления пострадавшим.
О мероприятиях Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «на полях» XXI Петербургского международного экономического форума
1 июня состоится встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Генеральным секретарем ООН А.Гутеррешем.
На 2 июня запланированы переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Сербии И.Дачичем, Министром иностранных дел Венгрии П.Сиярто, Премьер-министром Содружества Доминики Р.Скерритом и Премьер-министром Курдского автономного района Ирака Н.Барзани.
Это краткая повестка. Учитывая возможности, которые предоставляет для общения Петербургский международный экономический форум, возможна корректировка графика переговоров и контактов, о чем мы вас будем информировать через официальный сайт МИД России.
О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макеем
По приглашению Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова 4-5 июня Россию с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макей. Встреча пройдет в преддверии празднования юбилейной даты – 25-летия установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, отмечаемой 25 июня.
В рамках визита состоятся переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея, а также ежегодное совместное заседание коллегий министерств иностранных дел России и Беларуси. В соответствии с повесткой дня в ходе заседания будут обсуждены вопросы реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2016-2017 гг. и формирования программы на очередной двухлетний период, проблематика выстраивания отношений с НАТО, основные направления информационной работы в целях повышения международного авторитета ЕАЭС и тематика развития двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества.
О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаком
6 июня в Калининграде пройдут переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчаком.
Главы внешнеполитических ведомств обсудят состояние и перспективы развития всего комплекса двусторонних отношений, в том числе с учетом состоявшегося 27-28 апреля этого года в Москве XVIII заседания Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Словацкой Республикой.
С учетом ожидаемого сегодня избрания М.Лайчака Председателем 72-й сессии ГА ООН министры обменяются мнениями по вопросам ООН и основной проблематике ее повестки дня, главным приоритетам ее деятельности и развития. Также Министр иностранных дел России С.В.Лавров и Министр иностранных и европейских дел Словацкой Республики М.Лайчак обсудят актуальные проблемы международной повестки дня.
О рабочем визите Министра иностранных дел и сотрудничества Испании А.Дастиса Кеседо
6-7 июня состоится рабочий визит Министра иностранных дел и сотрудничества Испании А.Дастиса Кеседо в Российскую Федерацию. 7 июня пройдут его переговоры с Министром иностранных дел. Российской Федерации С.В.Лавровым.
В ходе переговоров планируется «сверить часы» по перспективам двустороннего партнерства в различных областях, обсудить текущее состояние отношений России с Евросоюзом и НАТО, а также в рамках ОБСЕ и Совета Европы. Предполагается также обмен мнениями по тематике борьбы с террористической угрозой, положению на Украине, ситуации вокруг Сирии и Ливии, а также по ряду других вопросов международной повестки дня.
О развитии ситуации в Сирии
С удовлетворением отмечаем укрепление положительной динамики в развитии военно-политической обстановки в Сирийской Арабской Республике (САР), что является прямым следствием претворения в жизнь подписанного в Астане 4 мая представителями России, Ирана и Турции Меморандума о создании зон деэскалации в Сирии.
Сирийская армия ведет успешные боевые действия в провинциях Дейр- эз-Зор, Хомс, Сувейда, Хама. Правительственные силы расширяют масштабы операции против боевиков ИГИЛ на востоке провинции Алеппо. Продолжаются мероприятия по уничтожению террористических группировок, которые удерживают ряд районов Восточной Гуты. На востоке провинции Хама боевики подвергают массированным артиллерийским обстрелам г.Саламия. Террористы оказывают армейским подразделениям ожесточенное сопротивление, пытаются контратаковать, при отступлении минируют дороги, объекты инфраструктуры, средства транспорта и что самое ужасное – устраивают показательные казни.
На фоне активных наступательных действий ВС Сирии обостряются противоречия непосредственно между самими террористическими группировками, выливающиеся в кровавые стычки. Радикалы из ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры» схлестнулись и ведут между собой ожесточенные бои в горных ущельях на сирийско-ливанской границе, в том числе в районе Западного Каламуна.
Подразделения «Сирийских демократических сил» (СДС) выбили террористов ИГИЛ из населенного пункта Гудейран к западу от г.Ракка, что позволило им занять северную часть плотины «Аль-Хуррия». По достигнутой между командованием СДС и лидерами ИГИЛ договоренности группы джихадистов пытаются покидать в южном направлении блокированный отрядами СДС с запада, севера и востока г.Ракку. На днях одну из таких попыток прорыва «по южному коридору» в сторону Пальмиры пресекли ВКС России, уничтожив более сотни игиловцев и 32 пикапа с установленными на них крупнокалиберными пулеметами.
Обеспокоены очередной серией авиаударов, нанесенных ведомой США т.н. «антиигиловской» коалицией в последние дни по сирийской территории, в том числе 25 мая по г.Аль-Маядин к юго-востоку от г.Дейр-эз-Зора (35 мирных жителей погибли, многие ранены), 27 мая – южнее г.Ракки между населенными пунктами Ар-Ратла и Аль-Касра (20 мирных жителей погибли, 7 – ранены).
Осуждаем подобные непродуманные, плохо спланированные акции, которые осуществляются под предлогом борьбы с международным терроризмом. Конечно, никакого отношения к борьбе, тем более, к эффективной борьбе с международным терроризмом они не имеют. На деле такие авианалеты еще более усугубляют и без того сложную ситуацию на сирийской земле, ведут к увеличению числа жертв среди мирных сирийцев, сеют хаос и разрушения, играют на руку боевикам террористических организаций ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и аффилированных с ними структур. Еще раз настоятельно обращаемся к партнерам с призывом объединить усилия по борьбе с терроризмом, сплотить ряды всех заинтересованных в уничтожении этого зла международных игроков.
Продолжаются переговоры о присоединении к РПБД с отрядами вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Дамаск, Хама, Хомс, Кунейтра.
Развитие процесса «замирения» районов Сирии принесло очередные плоды. На днях завершился последний этап вывода боевиков из столичного квартала Барзе: его покинули 1012 человек, в том числе 455 боевиков.
О ситуации в Венесуэле
Развитие ситуации в Венесуэле вызывает глубокую озабоченность. Мы регулярно делимся своими оценками. Общество становится заложником жестких сценариев политического противоборства. Растет накал конфронтации. В уличных выступлениях антиправительственных сил все чаще используется огнестрельное оружие. Это ведет к росту числа жертв. К нашему большому сожалению, за два месяца протестов погибло свыше 60 граждан, более 1000 ранено.
Мы крайне обеспокоены тем, что объектами нападений становятся школы, больницы, транспорт. Есть случаи совершения даже самосуда, который устраивался разъяренной толпой над сторонниками Правительства. Предпринимаются попытки захвата арсеналов воинских частей. Что совершенно недопустимо – к массовым беспорядкам привлекаются подростки и дети.
Тревогу вызывают заявления ультраправых оппозиционных сил о переходе к «фронтальному противостоянию до конца». В условиях агрессивного характера манифестаций и роста числа провокаций важно, чтобы силы правопорядка и военные не перешагнули опасной черты, действовали в рамках возложенных на них полномочий.
Убеждены, что конструктивный диалог между правительством и оппозицией Венесуэлы при авторитетном международном посредничестве – лучший путь избежать развязывания массовой войны, начать предметно решать социально-экономические проблемы, оттесненные, к сожалению, политическим противостоянием на второй план. Жаль, что обращения, которые прозвучали в последнее время как со стороны Генсекретаря ООН, так и Папы Римского о возобновлении переговорного процесса, не возымели действия.
На наш взгляд, после установления Национальным избирательным советом сроков проведения губернаторских выборов, на которых настаивала коалиция оппозиционных сил, возможность нахождения мирных развязок внутреннего венесуэльского конфликта становится действительно реальной. Надеемся, что свойственное венесуэльскому народу миролюбие восторжествует.
О ситуации на юге Филиппин
В последней декаде мая произошло резкое обострение обстановки в ряде южных регионов Филиппин, вылившееся в столкновения между армейскими подразделениями, силами правопорядка и боевиками террористических группировок «Маутэ» и «Абу-Сайяф». На о.Минданао, в провинциях Басилан, Сулу и Тави-тави введено военное положение.
Внимательно следим за развитием событий. Сведений о нахождении на указанных территориях российских граждан не поступало.
Надеемся, что руководству Филиппин в ближайшее время удастся вернуть ситуацию под контроль и не допустить распространения террористической активности на другие регионы страны.
О находящихся на рассмотрении в Сейме Латвии поправках в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающими резкое увеличение размера штрафа «за неиспользование государственного языка в должном объеме»
25 мая Сейм Латвии внес на рассмотрение юридической Комиссии парламента законопроект «поправки к Кодексу об административных правонарушениях», предусматривающий многократное увеличение размера штрафа (до 700 евро для физических лиц и до 10 тыс. евро – для юридических лиц) «за неиспользование государственного языка в объеме, предусмотренном должностными обязанностями» и «неуважение» к государственному языку. Более того, эта законодательная новация создает юридический рычаг, который позволяет за языковые нарушения увольнять муниципальных служащих, включая мэров городов. Налицо очередное проявление крайнего национализма.
Авторы поправок даже и не пытаются скрывать, что их задача – устранить «необоснованное» употребление других языков, что фактически лишает руководство самоуправлений возможности общаться с русскоязычными жителями своих городов на родном языке.
Убеждены, что принятие подобных законов не имеет ничего общего с реальной интеграцией нацменьшинств в латвийское общество и грубо попирает международные правовые акты в области использования родного языка.
Надеемся, что здравый смысл все же возобладает, и упомянутые языковые поправки не вступят в силу. Но для того, чтобы в данном случае здравый смысл возобладал, необходима, конечно, реакция международного сообщества, потому что полагаться исключительно на здравый смысл по этому вопросу в указанной стране, честно говоря, уже не приходится. Мы ждем реакции соответствующих правовых институтов, неправительственных организаций и всех тех, кто обеспокоен соблюдением базовых прав человек. Надеемся, что эта ситуация будет взята под контроль.    
О деятельности Института русского языка им. А.С.Пушкина за рубежом  
После того, как мы упомянули и кратко раскрыли тему изучения русского языка за рубежом на прошлом брифинге, поступило много вопросов о деятельности этой структуры. Отвечая на вопросы, хотела бы более подробно остановиться на этой теме.   
Деятельность Института русского языка им. А.С.Пушкина реализуется по модели аналогичных центров языка и культуры – Института Гете, Института Сервантеса, Института Конфуция, Альянс Франсез.
Вот уже 50 лет его миссия – продвижение русского языка за рубежом и, конечно, профессиональная поддержка русистов. За эти годы около 500 тыс. человек выучили русский язык именно благодаря методикам и педагогам Института русского языка им. А.С.Пушкина. До середины 90-х гг. работало 20 филиалов Института русского языка им. А.С.Пушкина в мире, которые были научно-методическими и образовательными ресурсными центрами для русистики. Из-за прекращения финансирования в 90-х гг. центры были закрыты.
Сейчас благодаря вниманию к вопросу русского языка как очень важному фактору в сфере развития, поддержания гуманитарных связей, которое мы видим со стороны руководства Российской Федерации, неправительственных структур, гражданского общества, Институт русского им. А.С.Пушкина переживает второе рождение: снова заработали кафедры русского языка Института на Кубе (в Гаванском университете), во Вьетнаме (Ханойский филиал института Пушкина). В ноябре 2016 г. по поручению Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации начал работу Центр Института русского языка им. А.С.Пушкина в Русском духовно-православном культурном центре в Париже. Спустя более 20 лет Институт русского языка им. А.С.Пушкина вернулся во Францию! Самое главное, что это абсолютно не искусственное явление, которое является исключительно отражением и реализацией поставленных целей и задач. Речь идет о живом, искреннем и очень естественном спросе на изучение всего того, что связано с Россией, у людей. Речь идет о детях, о людях, которые в свое время иммигрировали или переехали на постоянное место жительства за рубеж, или о тех, кто изначально и до сих пор являются гражданами своих стран, но при этом ощущают особую связь с Россией и хотят изучить русский язык.
Я могу сказать, что, работая в США, общаясь по роду деятельности и в личном плане с нашими соотечественниками и американцами, мне часто задавали вопрос о том, как можно устроить детей в российскую школу, либо записаться на курсы русского языка, сделать так, чтобы ребенок не забыл или наоборот начал «с нуля» учить русский язык. Это была основная тема. Потенциала наших школ не всегда достаточно, потому что в первую очередь они, конечно, нацелены на оказание образовательных услуг сотрудникам загранучреждений, что естественно: люди приезжают работать за рубеж на несколько лет и лишены возможности обучать своих детей в Российской Федерации. При этом в случае наличия мест, конечно, есть возможность брать на обучение детей и наших соотечественников. Еще раз повторю, это в основном исключение из правил, потому что таких возможностей просто нет. Что касается таких образовательных курсов, филиалов, то, конечно, это все очень востребовано. Статистика говорит сама за себя.        
Институт формируется как европейский центр русистики и предлагает языковые курсы для детей и взрослых, повышение квалификации русистов, просветительские мероприятия. Работа ведется по передовым методикам лучшими педагогами Института им. А.С.Пушкина, а также с использованием ресурсов электронного портала – электронной школы русского языка, который был разработан по поручению Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации. Портал позволяет учить русский язык в Интернете, с 2014 г. его посетило почти 60 млн. человек, 1 млн. 300 тыс. из 190 стран мира являются зарегистрированными пользователями и проходят обучение по различным программам. Еще раз повторю, речь идет об очень мощном интересе у иностранцев к изучению русского языка.
Хотела бы обратиться к зарубежной аудитории. Благодаря Институту русского языка им. А.С.Пушкина, у вас появляется еще одна возможность учить русский язык и читать произведения выдающихся русских писателей не в переводе, а в оригинале.
Французский писатель П.Брантом сказал, что «человек столько раз человек, сколько языков он знает». Не думаю, что это аксиома, но думаю, что это повод задуматься.   
Из ответов на вопросы:

Вопрос: Готова ли Россия к вступлению Черногории в НАТО? Какие готовятся меры в этой связи, и какой будет реакция?
Ответ: Спросите лучше Черногорию, готова ли она к вступлению в НАТО. Вопрос нужно адресовать не российской стороне. Спросите у живущих в Черногории людей, готовы ли они. При чем здесь мы? Спросите у граждан Черногории именно так, как Вы задаете этот вопрос. Лучше всего, если бы этот вопрос – готовы ли граждане этой страны к вступлению в НАТО – действительно прозвучал от «Би-Би-Си» в виде, возможно, опроса общественного мнения. Мы будем реагировать на изменения военно-политического ландшафта соответствующим образом, как это и предполагается, как это делают все страны, исходя из целей и задач, стоящих перед ними. Ваш вопрос абсолютно правомерный, но не по адресу – он должен быть адресован не России и российскому народу, а Черногории, и, главное, народу этой страны.
Хочу напомнить, что от Черногории мы слышали все, что угодно: про пресловутую «руку Кремля» (удивительно, почему еще никто из художников не додумался ее изобразить), про шпионов, мифическую попытку смены власти в этой стране. Не сказали только самого главного – не ответили на вопрос, готов ли народ Черногории к вступлению в НАТО. Вокруг этого все и вертится.
Спасибо Вам за вопрос, но мне кажется, Вы должны задавать его не в стенах МИД России, а в МИД Черногории. Не знаю, проводят ли они брифинги. Если проводят, то, на мой взгляд, это самый актуальный вопрос, который стоило бы им задать.
Вопрос: Как отражается скандал с высокой дипломатией на развитии российско-молдавских отношений? Будет ли ответ с российской стороны зеркальным?
Ответ: По поводу возможных ответов говорить рано. Молдавия должна разобраться внутри себя, что она хочет сделать. Пока это не очень понятно. Ведутся ожесточенные внутриполитические дебаты относительно происходящего. Вы видели решение, которое было принято на уровне правительства, видите реакцию Президента этого государства. Исходим из того, что мы имеем дело со страной и с единой позицией этого государства по международным вопросам. По крайней мере, такой была практика до сегодняшнего дня.
Повторю, Кишиневу нужно определиться со своей позицией. Как вы знаете, вне зависимости от того, где и какие шаги принимаются, предпринимаются адекватные, зеркальные, симметричные меры. Но, бывает по-разному, сейчас об этом рано говорить. Теоретически вы знаете наш ответ, он прозвучал, а на практике нужно дождаться принятия Кишиневом единого, целостного, обоснованного решения – различные политические силы в этой стране должны договориться.
Вопрос: После встречи заместителей министра иностранных дел «нормандской четверки» Г.Б.Карасин отметил, что Украина пытается изменить формат Минских договоренностей и привлечь к процессу урегулирования новые структуры. Что за структуры имеются в виду?
Ответ: Здесь вопрос в том, что эти попытки осуществляются Киевом не в первый раз. Речь идет о многократных попытках привлечь различные персоналии или структуры. К этому нужно относиться не столько с точки зрения анализа того, кого хотел бы пригласить Киев, сколько с точки зрения понимания целей и задач, которые ставит перед собой украинские власти. Цель очевидна – сделать все, чтобы отсрочить выполнение Минских договоренностей. Затягивание, заматывание, снятие с себя ответственности являются основной задачей. К сожалению, все это приводит к обострению ситуации «на земле», к глобальной нерешенности вопросов «на земле» сейчас и к тому, что перспектива урегулирования ситуации в этой стране становится все более туманной.
Подобные заходы у нас не вызвали никакого удивления, поскольку делаются регулярно. Есть «нормандский формат», Минские договоренности. Все международное сообщество индивидуально (в страновом качестве), коллективно (в международных организациях) подтвердило актуальность Минских договоренностей и так или иначе жизнеспособность «нормандского формата». Существуют различные побочные или сопутствующие механизмы в поддержку «нормандского формата», осуществляются контакты между Россией и США на уровне соответствующих представителей в поддержку реализации Минских договоренностей и в дополнение к «нормандскому формату». Никто не говорил о необходимости изменения формата, подписания или разработки нового пакета договоренностей. Все признали, что всего подписанного сейчас достаточно для того, чтобы продвигаться по пути мирного урегулирования на Украине, украинского кризиса.
Повторю, все эти попытки не новые и хорошо известны. К сожалению, они служат только одному – затягиванию выполнения со своей стороны Киева Минских договоренностей.
Вопрос: Недавно в Эр-Рияде прошел арабо-исламо-американский саммит, на котором Президент США Д.Трамп снова обвинял Иран в поддержке терроризма, в региональной угрозе, сказав, в частности, что все страны и народы должны совместными усилиями изолировать Иран. Не могли бы Вы прокомментировать эти слова Д.Трампа, а также намерение создать ближневосточную военную коалицию? Отразится ли эта политика США в отношении Ирана на союзниках?
Ответ: Вы прекрасно знаете, что в последние десятилетия отношения Вашингтона и Тегерана строятся исходя из прихода к власти тех или иных политических сил в США. Это основная концепция. По большому счету, концепции нет, но в отсутствие какой-либо полноценной стратегии долгосрочных отношений США и Ирана можно говорить о том, что концепция строится только на одном – на «маятниковых колебаниях» прихода различных политических сил и персоналий в Белый дом. Это не привносит стабильности в международные отношения, а во многом даже дестабилизирует их. Иран – важный региональный игрок, крупная страна, обладающая большим потенциалом по целому ряду направлений. Взаимодействие с этой страной, которое выстраивается по принципу «сегодня так – завтра иначе», никуда не годится. Это страна, требующая, исходя из своей истории и потенциала, серьезного к себе отношения и выстраивания серьезной работы, как по линии двусторонних отношений, так и в многостороннем формате.
Такая политика стабильности не привносит. Что касается бесконечных обвинений в поддержке терроризма, то, как вы знаете, мы уже неоднократно комментировали этот вопрос. Россия плотно работает с Ираном как раз по антитеррористической проблематике в регионе Ближнего Востока. Непосредственно по сирийскому урегулированию мы проводим консультации и переговоры не только в двустороннем формате, но и очень активно в рамках «астанинского процесса», регулярно приглашаем США полноформатно подключиться к этому процессу. Подключение и конкретная работа могут снять все имеющиеся проблемные вопросы или вообще все имеющиеся у Вашингтона вопросы к Тегерану. Заниматься обвинениями, отказываясь от конкретной работы – абсолютно неконструктивная позиция в принципе. Какую бы страну мы не брали, особенно за последние годы, отказ от взаимодействия и акцент лишь на обвинениях, ни к чему не приводили.
Вопрос: В прошлом году состоялась встреча президентов России, Азербайджана и Ирана. Может ли политика США негативно повлиять на развитие такого союза?
Ответ: Во-первых, речь идет не о союзе, а о дополнительном формате взаимодействия. Во-вторых, мне кажется, что наши отношения с каждой из упомянутых стран в принципе самоценны. Любые позитивные или негативные факторы вряд ли должны на них влиять.
Вопрос: Известны ли приблизительные даты встречи министров иностранных дел в рамках «нормандского формата»? Заместитель Министра иностранных дел России Г.Б.Карасин заявил накануне, что это зависит от нескольких факторов. Какие это факторы?
Ответ: Г.Б.Карасин по итогам встречи «нормандской четверки» на уровне заместителей глав МИД рассказал об этом очень подробно и, в частности, отметил, что возможность встречи «нормандской четверки» на министерском уровне и на уровне лидеров России, Германии, Франции и Украины зависит от результатов работы «Контактной группы» и политических помощников президентов.
На встрече были подробно рассмотрены практически все основные болезненные точки этого процесса. Нельзя сказать, что был достигнут какой-то существенный прогресс, но обмен мнениями позволил достаточно четко инвентаризировать все сложности, которые не решены, и подготовить диалог на высоком, а со временем и на высшем уровне. Пересказывая его комментарий, могу сказать, что встреча политических помощников лидеров «нормандской четверки» по «дорожной карте» урегулирования в Донбассе может состояться на следующей неделе.
Все зависит от итогов работы. Условно говоря, прошел первый этап. Он был оценен в качестве вполне конструктивного, без прорывных моментов, но в то же время, небесполезного. Готовится следующий этап, по его итогам будет приниматься решение.
Вопрос: Из Кремля поступило мало комментариев по итогам встречи Президента России В.В.Путина с наследным принцем, первым заместителем Председателя Совета министров, Министром внутренних дел КСА М.Бен Сальманом. Можете ли Вы рассказать более подробно о состоявшейся встрече? Есть слухи, что Россия может выступить посредником между странами Ближнего Востока.
Ответ: Такие мероприятия по традиции комментирует Администрация Президента России.
Относительно слухов о возможной посреднической роли России в регионе Ближнего Востока вне зависимости от последних контактов могу сказать, что Россия как раз и занимается посредничеством и во многом делает это очень эффективно, потому что понимает, что такое посредничество в налаживании диалога между крупнейшими игроками в регионе является залогом продвижения к сирийскому урегулированию. Без посреднических услуг, без налаживания мостов между основными игроками в этом вопросе говорить о всеобъемлющем урегулировании практически невозможно. Мы были инициатором создания «астанинского формата», активнейшим образом поддерживаем все, что связано с женевскими переговорами. Это тоже большая часть работы, потому что речь идет о посредничестве межу Правительством Сирии и оппозицией, которая разбросана по всему миру. Это ли не посредничество? Таких примеров огромное количество. Во многом именно посредническая активность России является фактором продвижения вперед, в частности, по сирийскому урегулированию.
Вопрос: Каковы Ваши оценки деятельности возглавляемой американцами международной коалиции по борьбе с ИГИЛ? Был ли сегодняшний удар ВКС России ракетами «Калибр» по позициям ИГИЛ скоординирован со всеми игроками? Может ли эта координация к чему-то привести, или мы только сообщаем им информацию?
Ответ: И Министерство иностранных дел, и Министерство обороны России неоднократно ставили вопрос как об истинности целей, так и об эффективности борьбы коалиции на практике. И в теории, и в практике у нас это вызывает большие вопросы. Вы видите, как наносятся удары: их истинные жертвы не боевики и не главари, к сожалению, а мирные жители, среди которых убитых становится все больше. Ударов за последнее время наносится немало, при том многие из них совершаются именно в поддержку определенных вооруженных формирований. Это очевидно для стратегов и аналитиков. То, что обывателю кажется случайным ударом, на самом деле, как в шахматной партии, продуманный ход. Понятно, для чего они наносились, кому идут на пользу, кого отбрасывают назад. К сожалению, мы наблюдаем очевидную тенденцию, что вся эта кровавая игра во многом способствует поддержке бандформирований.
Мы об этом говорили неоднократно, и Вы это знаете. Неоднократно ставили вопрос относительно объединения усилий. Это были конкретные, глобальные предложения, в частности, в ООН – создать некую международно-правовую коалицию, которая бы имела реальные юридические основания ведения такой борьбы. Эти предложения делались индивидуально странам и группам стран. Так или иначе, все очевиднее становится необходимость объединения усилий международного сообщества в борьбе с этим злом.
Этот же подход актуален не только для Ближнего Востока. Когда в Москву приезжают африканские коллеги, они говорят о том, что регион тоже «заражен бациллами» терроризма, что решать эти вопросы в одиночку не может ни одна страна и у них на континенте. Это общее зло, борьба с которым должна быть исключительно коллективной. Все предложения на столе. Но вы видите, внутриполитическая конъюнктура в ряде стран по большому счету делает их заложниками непродвижения вперед к объединению усилий в борьбе с терроризмом.
По поводу ударов ВКС России комментарий уже был сделан Министерством обороны России.
Вопрос: Хотелось бы получить комментарий по поводу возможного включения США в процесс установления зон деэскалации в Сирии. После встречи в Вашингтоне Министр иностранных дел России С.В.Лавров сказал, что США возьмут на себя инициативную роль на юге страны. Как проходят переговоры по этому вопросу?
Ответ: Мне не известно о каких-либо прорывных продвижениях. Очевидно, что Соединенные Штаты не продемонстрировали какой-то единой контртеррористической концепции, в частности, в отношении региона, о котором Вы говорите, или хотя бы в отношении Сирии. Возможно, по итогам встреч и переговоров, которые сейчас провело руководство США в регионе и в рамках контактов с партнёрами по НАТО, вызреет понимание и их видение подходов к сирийскому урегулированию. Мы этого не исключаем – все-таки прошло большое количество встреч и переговоров. Наши предложения о тесном ежедневном взаимодействии, о том, чтобы сделать его реальным, а не просто на уровне уведомлений и политических контактов в поддержку переговоров, остаются в силе. Несмотря на ожесточенную внутриполитическую борьбу в США, мы исходим из того, что ситуация «на земле» в регионе и обстановка, в частности, в Европе, где распространяются интересы США, которые так или иначе в качестве «старшего брата» осуществляют курирование европейской безопасности, все-таки вынудят Вашингтон сформировать свое конкретное и реальное отношение хотя бы к сирийскому урегулированию.
Мы прекрасно понимаем, что речь идет о более глобальных задачах, ведь сирийское урегулирование нельзя рассматривать в отрыве от ситуации, которая развивается в регионе. Поэтому еще раз говорю, мы ждем. К сожалению, чем больше мы и весь мир ждем, тем больше жизней подвергаются опасности, тем больше жертв приносится «на алтарь» международного терроризма, причем происходит это страшным образом. С каждым новым терактом, несмотря на очень эмоциональную реакцию, которой они сопровождаются, становится все очевиднее, что в индивидуальном, страновом качестве этому злу противостоять нельзя.
Отталкиваясь от этого вопроса, хотела бы вам напомнить, что целый ряд стран по-прежнему держит заблокированным антитеррористическое взаимодействие с нашей страной. Например, Великобритания. Даже последние страшные события в Манчестере не подтолкнули ее к осознанию того, что нужно объединяться, обмениваться информацией. В то время, когда государства-члены ООН при наличии разногласий и различных подходов почему-то решили друг с другом не общаться, как раз террористы – малообразованные люди, многие из которых не представляют себе каких-то базовых жизненных принципов, обмениваются этой информацией очень активно. Страшно, что обладая всей полнотой информации, те, кто должен ей обмениваться во благо людей, народов своих стран, в силу своих амбиций этого не делают, отдавая инициативу в руки международного терроризма.
Вопрос: Известны ли имена эстонских дипломатов, которые будут высланы в ответ на шаг эстонской стороны. Направлена ли нота в Посольство Эстонии? Вчера Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации В.М.Джабаров сказал, что на двусторонние отношения это не повлияет, потому что они находятся в таком состоянии, когда на них трудно повлиять.
Ответ: Вы знаете, что темы о том, какие меры будут предприняты, тем более в отношении конкретных лиц, мы не комментируем. Просто не в наших традициях комментировать такие вещи.
Вопрос: Недавно Президент США Д.Трамп обвинил европейцев в том, что они мало платят за оборону. Можете прокомментировать данную информацию?
Ответ: Этот вопрос к европейцам и США, кто у них за что платит, и какие услуги они оказывают «по любви», а какие за деньги.
Вопрос: Киев принял решение не применять закон о декоммунизации в отношении памятника «Родина-мать». Сегодня говорят о том, что этот закон нужно признать антиконституционным. Как Вы считаете, с чем связано это решение? Может, смена риторики?
Ответ: Есть все-таки надежда на то, что здравый смысл, о котором мы сегодня говорили, может восторжествовать. Невозможно понять «демонтаж» общей истории, которым сейчас занимается политический истеблишмент на Украине. Вычленение отдельных персоналий, фактов из общей истории не только с Россией, но и с другими, ныне суверенными государствами, ранее входящими в состав различных государственных формирований, объясняется националистической идеей, идеологией, которая сейчас доминирует. Но далеко на этом не уехать.
Киевский режим – не первый и не последний, который пытается на голом национализме построить новое государство, обновить его или реформировать. Реформировать призваны реформы – политические, экономические, реформы в сфере культуры, образования, науки. Манипуляции с историческими фактами не приведут к настоящему реформированию. Мы прекрасно понимаем, что эта «зараза» не распространится на все общество и на всю Украину. Есть политические движения, общественные и правительственные организации, есть просто граждане, которые отдают себе отчет и понимают, что это абсолютно пагубная история. То, о чем сказали Вы,  - это уже мракобесие. Есть собственный взгляд и несогласие с какими-то историческими реалиями, фактами, есть собственные исторические наработки, но есть вещи, которые не подвергаются сомнению – Нюрнбергский трибунал, соответствующие решения ООН в отношении как Второй мировой войны, так и целого ряда исторических фактов.
Речь идет не о смене риторики киевского режима - ведь кроме этой риторики за ними больше ничего не стоит, никаких реальных достижений международному сообществу продемонстрировано не было. Позитивных результатов двух-трехлетнего пребывания у власти после ее незаконной смены никто не видит. Националистическая риторика – это то, на чем держится вся конструкция. Поэтому о ее смене думать не приходиться.  Киеву был дан шанс в виде Минских договоренностей, реализуя которые можно было сплотить общество и в ходе этого процесса найти объединительную повестку дня внутри страны. Но, как мы видим, Минские договоренности используются киевским режимом с точностью до наоборот – не как фактор объединения собственной страны, примирения различных представителей своего общества, а как фактор еще более дестабилизирующий ситуацию, еще больше разъединяющий людей. О конкретных примерах мы говорили.
Вопрос: Как вы знаете, ситуация с геями в Чеченской Республике вызывает беспокойство. Этот вопрос был, в частности, поднят на встрече президентов России и Франции в Париже. Поскольку Чеченская Республика является частью России, согласны ли Вы с заявлениями чеченцев о том, что в Чечне нет гомосексуалистов? Как эта ситуация влияет на отношения России и ЕС?
Ответ: Уважаемый Р.А.Кадыров, сегодня на брифинге присутствует представитель финского телевидения Э.Микконен, которого очень интересует тема наличия или отсутствия в Чеченской Республике гомосексуалистов. Вопрос был задан МИД России, но это не вопрос официального представителя Министерства. Не могли бы Вы организовать для этого  журналиста ознакомительную поездку в Чеченскую Республику, где он смог бы найти ответы на все интересующие его вопросы?
Я сделала все, что от меня зависит. Съездите в Чеченскую Республику, пообщайтесь с представителями неправительственных и правительственных организаций, с местными журналистами, общественными деятелями. Сделайте нормальный репортаж. Почему Вы политизируете эту тему, приходите в МИД и начинаете разговаривать на свою любимую тему? Повторю, есть Чечня, съездите туда и напишите хорошую статью.
Вопрос: То есть Вы не хотите сами комментировать эту тему?
Ответ: Как эта тема относится к Министерству иностранных дел? Вы находитесь на территории Российской Федерации. Вы сами подтвердили очевидное, сказав, что Чеченская Республика является частью Российской Федерации, за что Вам большое спасибо. Прошло немало лет с момента, когда западные журналисты признали это. Вы имеете возможность свободно передвигаться по территории Российской Федерации и своими глазами, используя возможности профессии, написать об этом материал. Зачем Вам я?
Вопрос: Потому что вторая часть моего вопроса была о том, как эта ситуация влияет на отношения между Россией и ЕС.
Ответ: Съездите в Чечню и расскажите Вашей аудитории в Финляндии, в Европе. Разве это не логично?
Вопрос: В Москве я взял интервью у бежавших из Чечни людей. У меня уже сложилось свое мнение исходя из услышанного.
Ответ: Вы сделали первый шаг, сделайте и второй. Съездите в Чечню, пообщайтесь с людьми на месте. Я же не говорю, что Вы не найдете там что-то по Вашей любимой теме. Наверняка Вы продолжите свое расследование, только его необходимо проводить не в стенах МИД России, а непосредственно на месте. Почему Вы политизируете эту тему, зачем обращаетесь в МИД на территории России при том, что у Вас есть возможность приехать в любой регион, пообщаться с любым государственным представителем? Вы являетесь журналистом, и госслужащие не могут отказать Вам в предоставлении информации, необходимой для написания Вашей статьи. Почему Вы этого не делаете, не пользуетесь своим профессиональным преимуществом? Если у Вас есть какие-либо сложности, мы готовы Вам помочь, организовать поездку, найти людей, если Вы не можете их найти. Я сделала со своей стороны максимум, обратившись к Главе Чеченской Республики Р.А.Кадырову. Он Вам не откажет.
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что тема настолько больная, что Вы не хотите ее комментировать?
Ответ: Я предлагаю Вам поехать в Чечню и написать хороший материал. Эта тема не имеет ко мне никакого отношения, а ее политизация – достаточно странная история.
Вопрос: Это то, что вызывает беспокойство. Тему поднимал Президент Франции Э.Макрон, до этого – Канцлер ФРГ А.Меркель. Ситуация интересная.
Ответ: Вы сказали, что ситуация интересная, поскольку Вы пришли и сказали, что это Ваша любимая тема. Поэтому я и предлагаю съездить непосредственно в регион, пообщаться там с людьми, правозащитниками – с теми, кто профессионально занимается этой темой. Министерство иностранных дел занимается внешней политикой. Я могу представить ситуацию, когда я приезжаю за границу, и иностранные журналисты, не имеющие такой возможности в силу отсутствия корпункта на территории Российской Федерации, обращаются ко мне по всем вопросам, начиная от российского образования, культуры до внешней политики. Это объяснимо. Но когда Вы, находясь на территории Российской Федерации, приходите в Министерство иностранных дел и спрашиваете о таких вещах, – это вызывает большие вопросы. У нас есть Уполномоченный по правам человека, руководство республики, неправительственные организации.
Если Вам потребуется помощь в  установлении каких-либо контактов, которые Вы не сможете установить по какой-то причине, мы всегда это сделаем. У нас работает пресс-центр, организуются поездки в различные регионы Российской Федерации для иностранных корреспондентов. Милости просим!
Вопрос: Начался священный месяц Рамадан. На данный момент проблема терактов является одной из актуальных проблем внешней политики. Какие пожелания Вы бы хотели озвучить мусульманам?
Ответ: Я не могу давать каких-либо рекомендаций или пожеланий мусульманам, поскольку эти люди, исповедующие древнейшую религию, настолько самодостаточны, что не нуждаются в моих советах. Вы абсолютно правы, что для тех людей, которые исповедуют истинный Ислам, являются настоящими мусульманами, нарушение основополагающих заповедей в виде совершения терактов – абсолютно недопустимые вещи, которые говорят, насколько чисты и истинны их цели и убеждения.
Вопрос: Завтра, 1 июня, Международный день защиты детей. Ваше детство прошло в СССР. Не скучаете по советскому детству с точки зрения воспитания, уважения, морали?
Ответ: Что касается Дня защиты ребенка и моего советского детства, то у меня было очень интересное детство. Я измеряю его не категориями того или иного политического строя, в котором мы жили. Считаю, что дети судят по семье и окружению, в которых они растут. Мне повезло. Так случилось, что божьим промыслом меня определили к моим родителям – очень интересным, потрясающим людям. Я не делю свое детство на периоды (оно проходило в период СССР и Российской Федерации). Я определяю его теми уникальными возможностями с точки зрения воспитания, образования и открытия для меня мира, которые подарили мне родители, за что я буду им всегда благодарна. Мое детство, во-первых, было, а во-вторых, было очень интересным.
Вопрос: Прошедший в Италии cаммит «Большой семерки» показал явные разногласия между Старым и Новым Светом по целому ряду вопросов. Накануне Президент США Д.Трамп и Канцлер Германии А.Меркель заочно обменялись колкостями относительно американо-европейских отношений. Заметно ли сейчас в работе Министерства иностранных дел Российской Федерации с Европой ослабление влияния США на европейских политиков? Пойдет ли на пользу отношениям России со странами ЕС выход европейской политики из-под воли Вашингтона?
Ответ: В работе Министерства иностранных дел это не заметно. Честно говоря, мы не присматривались, насколько влияние ослабло или усилилось. Мы видим ту полемику, которая ведется, слышали заявления, которые последовали после соответствующих встреч. Вызвало недоумение заявление о том, что теперь Европе предстоит ориентироваться на свои силы, равняться на себя. Всегда казалось, что ЕС – это абсолютно самоценное объединение, обладающее колоссальным политическим, экономическим и человеческим потенциалом, что ему не нужны дополнительные сферы влияния и кураторы. Такое ощущение складывалось некоторое время назад, когда ЕС действительно принимал самостоятельные решения. Тогда в принципе можно было говорить о внешней политике Евросоюза. Были действительно очень интересные находки – вы помните активную роль этого объединения, в частности, по решению иранской ядерной проблемы. Можно с уверенностью сказать, что тогда европейская дипломатия действительно играла одну из «первых скрипок». Это была полноценная самостоятельная роль. Таких примеров было немало, но, к сожалению, все это примеры из прошлого, причем, глубокого. За последние годы этой самостоятельности мы не видели, поэтому ориентироваться на заявления не стоит. Есть конкретные результаты и жизнь, в которой результатов есовской самостоятельной политики мы особо не замечаем. Почему так происходит – вопрос к европейским коллегам. Повторю, потенциал есть, он проявляется в глубоких традициях европейской дипломатии, на примерах современной истории. Вопрос к европейским коллегам почему все это стало неэффективным и несамостоятельным, почему они позволили совершить это с собой или они самостоятельно приняли решение отказаться от доли суверенитета в принятии решений по международным делам. Повторю, потенциала в различных областях у Европы предостаточно для того, чтобы вернуть себе самостоятельный голос.
Вопрос: В Польше сейчас активно обсуждаются вопросы, касающиеся авиакатастрофы президентского борта в 2010 году. Велась эксгумация тел и оказалось, что были допущены серьезные ошибки в захоронении тел. Кто несет ответственность за сложившуюся ситуацию?  Как это может повлиять на отношения между Россией и Польшей?
Ответ: Я видела сообщения СМИ о том, что польские власти проводят эксгумацию тел жертв авиакатастрофы президентского самолета, произошедшей 10 апреля 2010 г. под Смоленском. Также я видела сообщения и дискуссии на грани спекуляций относительно ошибок (даже преступных), о заведомо совершаемом преступлении и что все это было допущено в свое время при опознании останков якобы по вине российской стороны. Мы неоднократно комментировали эту тему.
Хотела бы еще раз обозначить нашу позицию. Крушение польского лайнера с делегацией, в составе которой находилось польское руководство, стало огромным потрясением для России. К расследованию были привлечены лучшие специалисты, которым пришлось работать в экстремальных условиях. Я надеюсь, что те, кто сегодня в Польше пишет на эту тему, в курсе того, как было организовано все, что связано с расследованием гибели этого самолета, помнят о степени открытости со стороны Российской Федерации. С польскими коллегами было налажено тесное взаимодействие. На тот момент никаких серьезных проблем не возникало. Вы все помните ту степень открытости, которая была проявлена Москвой. Останки жертв смоленской трагедии находились в Москве считанные дни. Их идентификацией занимались уполномоченные чиновники из Польши и родственники погибших. Во многих случаях требовалась генетическая экспертиза, времени на которую у российских специалистов просто не было, в том числе, поскольку именно польская сторона настаивала на скорейшей перевозке тел на родину. Хотела обратить внимание тех людей, которые пишут на эти темы в Польше, что нужно опираться не только на факты, на какую-то материальную часть, нужно знать, сколько по времени проходит генетическая экспертиза. Сама передача проходила с соблюдением всех правил и формальностей. К последующим процедурам, проходившим на территории Польши, российские компетентные органы не имели никакого отношения. Это тоже общепризнанный факт. Мы считаем абсолютно надуманными и некорректными обвинения в адрес российских специалистов, которые в трудную минуту честно выполнили свой профессиональный долг.
Вопрос: Вы затронули вопрос о русском языке за рубежом. Я не знаю, какова ситуация с русским языком в других странах, но в арабском мире это большая проблема.
Я был недавно на книжной ярмарке в Алжире и заметил, что многие молодые люди хотят изучать русский язык. На стендах не было русских учебников для изучения. В разговоре с дипломатами роспосольства выяснил, что с закрытием Российского культурного центра закрылись и курсы русского языка. Желающих изучать русский язык в Алжире действительно очень много. Они считают Россию дружественной страной. Но проблема не только в Алжире. На книжной ярмарке в Каире я обратил внимание на то, что когда там хотели устроить концерт и начали искать детей, которые изучают русский язык, их там просто не нашлось.
Посол Ирака в Москве рассказывал, что много раз просил открыть Российский культурный центр в Багдаде, но ему до сих пор не ответили. Там есть Французский культурный центр, Институт Гете, Американское информационное бюро. Почему закрыли Русский культурный центр и курсы русского языка?
Ответ: Хочу напомнить, что у нас были закрыты языковые центры не только в регионе Ближнего Востока, в частности, в Ираке, они были закрыты по всему миру. Не было возможности финансировать такое количество подразделений. Этой теме не уделялось должного внимания исходя из наших внутренних проблем. Я понимаю всю актуальность изучения русского языка, но Вы должны понимать, как жила наша страна в 90-е годы. Исходя из этого, нужно анализировать вопросы закрытия и потенциального открытия центров русского языка за рубежом. Когда такая возможность появилась, этот процесс был запущен.
Я рассказала о точках, где открываются эти центры. Уточню, есть ли какие-нибудь перспективы открытия этих центров в Ираке. Также в ближайшее время я уточню относительно книг на русском языке и учебников. Если планов по открытию нет, книги мы сможем направить всегда. Беру этот вопрос в проработку.
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2772052