Пресс-релиз № 23

Печать

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 16 марта 2017 года
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемый господин Заместитель Председателя Правительства,
Рады приветствовать на сегодняшнем заседании Постсовета уважаемого Заместителя Председателя Правительства, Министра иностранных дел Николу Попоского. Для нас важно из первых рук получить информацию о предпринимаемых в стране усилиях по преодолению затянувшегося внутриполитического кризиса.
Миновало почти два года с Вашего последнего выступления в этом зале 11 июня 2015 г. Тогда Вы представили нам достигнутые при посредничестве ЕС и США договоренности лидеров политических партий. С этим соглашением, позже названным «Пржинскими договоренностями», связывали основную надежду на выход из сложившегося положения все те, кому небезразлична судьба Македонии. К сожалению, этого не случилось. Кризис не только не утих, но и грозит разрастись.
Власти Македонии на деле доказали свою ответственность, стремление к стабилизации положения в стране, к компромиссу в общенациональных интересах. Официальный Скопье осуществил комплекс мер с целью реформы избирательного законодательства, усиления гарантий свободы СМИ и независимости судебной системы. Состоялась добровольная отставка действующего на тот момент легитимного правительства, В состав переходного правительства включены представители оппозиции. Назначен Спецпрокурор для расследования обоснованности распространявшейся тогда информации о возможных резонансных преступлениях.
Положить конец кризису в стране должны были досрочные парламентские выборы в апреле 2016 г., в ходе которых македонские граждане прямым волеизъявлением могли высказать собственное отношение к происходящим событиям. Как известно, они не состоялись ни в апреле, ни в июне. Под давлением инициативно вызвавшихся содействовать поиску внутриполитического компромисса ЕС и США они дважды откладывались. Кризис затягивался. Оппозиция активно апеллировала «к улице» в попытке добиться для себя привилегированного положения, оказания давления на власти и привлечения новых сторонников. Озвучивались все новые ультимативные требования. Оппозиция самоустранилась от диалога с властью в рамках Парламента. А «Пржинские соглашения» использовались лишь для того, чтобы добиться односторонних уступок от властей в Скопье при полном попустительстве неконструктивной линии оппозиции.
В итоге парламентские выборы состоялись только 11 декабря прошлого года. Несмотря на масштабную поддержку ЕС и США, результат вновь оказался не в пользу оппозиции. Граждане Македонии отдали большинство правящей партии. Попытки оппозиции расшатать положение в стране не нашли поддержки у электората.
Теперь вопреки воле македонского народа проигравших выборы политиков пытаются привести к власти в Скопье руками албанского меньшинства. Оказывается беспрецедентное давление на Президента независимой страны Г.Иванова. Внутриполитическому процессу спешат придать межэтнический окрас, навязывая македонцам ультимативную «тиранскую платформу» – откровенно провокационный документ, нацеленный на подрыв конституционных устоев Македонии, к тому же сверстанный при непосредственном участии главы правительства Албании. Прослеживается явное желание поставить албанское население страны в привилегированное положение. Вызывает большую озабоченность тот факт, что в процесс формирования македонского правительства вмешивается также т.н. «глава» косовского квазигосударственного образования, нагнетая националистические страсти. А как же остальные народы, населяющие Македонию? Как это соотносится с положениями Охридского рамочного соглашения? Считаем подобные инициативы, явно несущие в себе великоалбанскую идеологическую составляющую, заслуживающими однозначного осуждения. Пока не услышали таких заявлений.
Провоцирование в Македонии с ее сложной этноконфессиональной структурой межэтнической напряженности в угоду достижению сиюминутных внутриполитических задач крайне опасно не только для этой страны, но и для всего региона. Достаточно вспомнить о вооруженных инцидентах с участием косовских албанцев в приграничных с Косово районах Македонии - нападение группы вооруженных лиц в форме с символикой «Освободительной армии Косово» на македонских пограничников в Гошинце 21 апреля 2015 г., а также боестолкновение сил правопорядка с вторгшейся из Косово террористической группировкой в Куманово 9-10 мая 2015 г. Никто в ОБСЕ тогда не смог дать принципиальную оценку действиям экстремистов. Хотя назвать очевидные вещи своими именами не помешало бы.
Мы согласны, что в сложившихся взрывоопасных условиях важно, чтобы политические силы в Македонии и в соседних странах проявляли ответственность, исключив спекулирование на этническом факторе, навязывание ложной картины о причинах и сути кризиса в этом балканском государстве. Вмешательство во внутриполитические процессы государства- участника ОБСЕ недопустимо, какими бы благими намерениями оно не объяснялось. Такие шаги подрывают авторитет ОБСЕ и идут вразрез с согласованными на межгосударственном уровне мандатами институтов ОБСЕ. Это особенно важно учитывать при публичных оценках, регламентированных решением Постсовета № 485 2002 г. о публичных заявлениях представителей Организации.
Повторим, необходимо прекратить внешнее вмешательство во внутренние дела Македонии, уважать право македонских граждан самостоятельно решать свою судьбу в соответствии с основополагающими демократическими принципами. Призываем все политические силы в Македонии и внешних посредников из ЕС и США следовать по пути урегулирования внутримакедонской ситуации через диалог в рамках существующих правовых демократических процедур с уважением к действиям и решениям законных властей, руководствуясь целью восстановления стабильности и общественного согласия в Македонии.
Благодарю за внимание.
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2687560