Пресс-релиз № 19

Печать

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 10 марта 2017 года
О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел, сотрудничества и по делам конголезцев за рубежом Республики Конго Ж.-К.Гакоссо
13-15 марта Москву с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел, сотрудничества и по делам конголезцев за рубежом Республики Конго Ж.-К.Гакоссо.
14 марта Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет с ним переговоры, в ходе которых планируется обсудить актуальные вопросы дальнейшего развития российско-конголезского взаимодействия в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях. При этом внимание будет уделено продвижению конкретных направлений двустороннего сотрудничества, включая реализацию пилотного проекта строительства на территории Конго нефтепродуктопровода Пуэнт-Нуар-Йе-Ойо-Уэссо.
Предстоит обстоятельный обмен мнениями по представляющим взаимный интерес темам международной повестки дня, в том числе задачам формирования широкого фронта борьбы с терроризмом и разблокирования кризисных ситуаций на Африканском континенте.
О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с советником Президента Афганистана по национальной безопасности Х.Атмаром

17 марта Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет советника Президента Исламской Республики Афганистан по национальной безопасности Х.Атмара, который прибудет в Москву с рабочим визитом.
Планируется обсуждение ситуации в сфере безопасности и перспектив продвижения процесса национального примирения в Афганистане, а также модальностей выстраивания многостороннего взаимодействия в рамках Московского формата региональных консультаций по афганской проблематике.
О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с представителями отечественных некоммерческих организаций
17 марта планируется встреча главы внешнеполитического ведомства Российской Федерации С.В.Лаврова с представителями отечественных некоммерческих организаций. В ней примут участие руководители свыше ста НКО международной специализации, которые реализуют правозащитные, гуманитарные, научно-образовательные, культурные и молодежные проекты с зарубежными партнерами.
Данное мероприятие проводится ежегодно с 2004 г. и зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма обмена мнениями и определения перспективных направлений выстраивания дальнейшей совместной работы МИД России и отечественного гражданского общества.
Рассчитываем, что предстоящая встреча пройдет в конструктивном ключе и позволит «сверить часы» с представителями неправительственного сектора по основным вопросам международной повестки.
Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в российско-японских консультациях в формате «два плюс два» в Токио
20 марта в Токио состоится второй раунд российско-японских консультаций в формате «два плюс два» с участием руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств. Этот диалоговый механизм был возобновлен по итогам официального визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию в декабре 2016 г. Напомню, первый раунд состоялся в ноябре 2013 г. в Токио.
О развитии ситуации в Сирии
Россия продолжает прилагать усилия для скорейшего политического урегулирования конфликта в Сирии, создания дополнительных возможностей для решительной борьбы с находящимися на территории этой страны международными террористами и их местными пособниками.
На 14-15 марта запланирована Международная встреча по Сирии в Астане с участием представителей Правительства САР и отрядов вооруженной оппозиции, которые поддержали Режим прекращения боевых действий (РПБД). В целом мы удовлетворены тем, как идет «астанинский процесс», в качестве движущей силы которого выступает тройка гарантов РПБД – Россия, Турция и Иран. Достигнутые в этом формате договоренности позволили реально снизить уровень насилия в Сирии, способствовать улучшению гуманитарной ситуации. Удалось существенно расширить зону действия и укрепить режим прекращения огня, дополнительно вовлечь в процесс политического решения ряд вооруженных группировок, базирующихся на юге Сирии. Исходим из того, что новая встреча в Астане станет серьезным подспорьем для проведения пятого раунда межсирийских переговоров под эгидой ООН в Женеве, начало которых намечено на 23 марта.
Рассчитываем, что в ходе подготовки к новым контактам в Женеве будет сделан еще один шаг в направлении формирования широкой представительной делегации сирийской оппозиции, которая учитывала бы видение и точку зрения всех этно-конфессиональных сегментов сирийского общества, чья договороспособность не вызывала бы сомнений.
Между тем, военно-политическая обстановка в Сирии остается напряженной. Правительственные силы развивают успех на фронтах борьбы с ИГИЛ и «Нусрой». В результате проведенных операций освобождена значительная территория на востоке провинции Алеппо. Сирийская армия, преодолев ожесточенное сопротивление игиловцев, вышла к водохранилищу Асад на р.Евфрат.  Под контроль были взяты две водонапорные станции в поселке Хафса, которые снабжают питьевой водой г.Алеппо и его окрестности. Хотела бы напомнить, что почти два месяца Алеппо был отрезан от основного источника пресной воды.
При активном участии российского Центра по примирению противоборствующих сторон удалось выйти на договоренности о перемирии в Восточной Гуте под Дамаском. Оно вступило в действие 6 марта. Вместе с тем остающиеся на территории анклава террористы и фактически слившиеся с ними группы т.н. «непримиримых» эту договоренность не поддерживают. Они обратились с публичным призывом отказаться от любых примирений с Правительством Сирии и возобновить атаки на позиции правительственных сил.
О заявлении Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) о случаях применения отравляющих веществ в г.Мосул
Российская Федерация полностью разделяет глубокую озабоченность ОЗХО и ООН случаями применения химического оружия в иракском Мосуле.
Отслеживаем ситуацию начиная еще с марта 2013 г., когда был зафиксирован один из первых инцидентов с применением зарина против сирийских правительственных войск и мирного населения в н.п. Хан Аль-Ассаль. В данном контексте представляют интерес оценки западных экспертов, которые констатировали, что после захвата Мосула летом 2014 г. боевиками ИГИЛ, которые при этом получили доступ к фонду научной библиотеки и лабораторной базе расположенного там университета, производственно-технологические возможности игиловцев по синтезу отравляющих веществ существенно расширились. В их рядах оказались и бывшие офицеры иракской армии, имевшие отношение к военно-химической программе времен С.Хусейна, а также привлеченные из-за рубежа дипломированные специалисты-химики. Что касается «фабрик» ИГИЛ в Ираке по производству химоружия, то об обнаружении подобных объектов заявляли сами иракцы и представители возглавляемой США антиигиловской коалиции.
В этой связи за более детальной информацией предлагаем обратиться к иракским властям и коалиционному командованию, которые в свое время публично рапортовали о нейтрализации неких Сулеймана Дауда аль-Баккара и Абу Малика – игиловских специалистов-химиков из числа бывших иракских военных. В прошлом году коалиция заявляла о захвате объекта ИГИЛ по производству химбоеприпасов в иракском г.Хит и уничтожении авиацией еще одного подобного «химического предприятия».
Непрекращающиеся на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и Ираке, рецидивы «химического» терроризма не могут не вызывать серьезной озабоченности. Причем речь идет о наличии у боевиков ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и других аффилированных с ними экстремистских группировок не только промышленно-бытовых токсичных химикатов, таких как хлор, но и полноценных боевых отравляющих веществ, например, иприта и зарина. Использование химических отравляющих веществ, безусловно, идет в разрез с имеющимися международно-правовыми положениями. Все это подтверждает то, о чем мы говорили, а именно, что террористы приобрели реальный потенциал в области изготовления и использования химического оружия.
Хотела бы обратить ваше внимание, что сейчас в крупнейших странах Европы, США и вообще в мире обсуждается тема угроз для внутренней национальной безопасности стран. Это нормально, такие дискуссии ведутся в каждой стране. Но, к сожалению, реальные угрозы по использованию террористами химического оружия и его производству, которые являются не только региональными, а общемировыми, не выносятся на первый план. Таким образом, террористическая деятельность негосударственных субъектов в Сирии и Ираке стала носить ещё более масштабный, системный и, можно констатировать, трансграничный характер. К сожалению, оправдываются наши наихудшие опасения, о которых мы многократно говорили, о том, что «химический» терроризм может распространиться по всему Ближнему Востоку. Несмотря на то, что это может прозвучать немного иронично (хотя это очень грустная ирония), здесь тоже можно поставить хэштэг «мидзнал» (#мидзнал). Более того, все это, в принципе, грозит выплеснуться за пределы этого региона.
Это серьезная и реальная проблема, и этим нужно заниматься. Рассчитываем на активность в этом вопросе иракских властей. Разумеется, мы полностью поддерживаем намерение ОЗХО оказать всестороннее содействие Багдаду в проведении соответствующего национального расследования.
Кроме того, по нашему убеждению, деятельность Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии, мандат которого в соответствии с резолюцией 2319 СБ ООН продлен на один год, следует распространить за пределы Сирии на те территории, где угроза химического терроризма наиболее очевидна.
Убеждены и в том, что виновные во всех преступлениях с применением химоружия должны быть выявлены и наказаны.
В более широком плане все более частое использование негосударственными субъектами химических веществ в военных и террористических целях подтверждает своевременность и актуальность выдвинутой Россией год назад инициативы о разработке на Конференции по разоружению в Женеве международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Надеемся, что страны-участницы Конференции в Женеве поддержат эту нашу инициативу.
О задержании у берегов Ливии судна с российским экипажем
По поступающей информации, 5 марта береговой охраной западноливийского г.Завия в прибрежных водах Ливии был задержан и далее отконвоирован в порт г.Триполи российский сухогруз «Мерле». Судовладелец – компания «МТ-Group» из Санкт-Петербурга. В составе экипажа 7 человек, все граждане Российской Федерации.
В настоящее время Посольство России в Ливии, которое, как вы знаете, временно базируется в Тунисе, выясняет обстоятельства случившегося. Разумеется, будут предприняты все возможные шаги для скорейшего урегулирования вновь возникшей кризисной ситуации с нашими гражданами в этой стране.
Одновременно с учетом сохраняющейся в Ливии сложной военно-политической обстановкой, о которой мы неоднократно предупреждали по линии консульской службы и наших загранучреждений, и в связи с угрозами безопасности и иными рисками для российских граждан и организаций хотели бы еще раз напомнить о наших неизменных настоятельных рекомендациях российским операторам, которые осуществляют международные воздушные, морские и автомобильные перевозки, а также гражданам России, входящим в составы российских и иностранных экипажей воздушных и морских судов, воздерживаться от посещения Ливии по соображениям безопасности до нормализации обстановки в этой стране. Исходим из того, что в связи с очередным инцидентом с нашими моряками в Ливии соответствующими российскими компаниями будут сделаны надлежащие выводы.
О мероприятии в Европарламенте, посвященном третьей годовщине трагических событий в Киеве и Одессе
28 февраля в Европарламенте состоялся «круглый стол» в связи с третьей годовщиной трагических событий в Киеве и Одессе. На мероприятии, помимо ряда евродепутатов, выступили недавно освобожденный из украинской тюрьмы оппозиционный журналист и блогер Р.Коцаба, бывший министр внутренних дел и бывший глава антимонопольного комитета Украины, а ныне один из лидеров соцпартии В.Цушко, замглавы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ А.Хуг, родственники жертв одесской трагедии, а также представители СМИ и НПО. Показательно, что украинские дипломаты, несмотря на направленные организаторами приглашения в их адрес, демонстративно их проигнорировали.
Участники «круглого стола» вновь потребовали от властей Украины перестать затягивать расследования этих трагедий и, наконец, пролить свет на все обстоятельства произошедшего. При этом особо отмечалось, что открыто признающиеся в убийстве сотрудников органов правопорядка в Киеве и невооруженных людей в Одессе радикалы спокойно разгуливают на свободе, а сторонники «Антимайдана» в Одессе и их родственники подвергаются преследованиям госорганами Украины и запугиваются украинскими националистами.
В связи с этим глубокое сожаление вызывает тот факт, что основная масса депутатского корпуса Европарламента, евроструктуры в целом, ведущие околоесовские СМИ, которые в других случаях проявляют повышенную чувствительность (мы об этом знаем) к вопросам соблюдения прав человека и борьбы с безнаказанностью, упорно закрывают глаза на сознательное затягивание расследований этих трагедий, а также на другие преступления нынешних киевских властей.
Вновь призываем международное сообщество, включая правозащитные структуры и НПО, решительно добиваться от украинской стороны тщательного, объективного и, конечно, беспристрастного расследования, а также привлечения к ответственности виновных в трагедиях в Киеве и Одессе.
О решении Канады продлить свою военную инструкторскую миссию на Украине
С серьезной озабоченностью восприняли решение Канады о продлении на двухлетний период своей военной миссии на Украине. В ее рамках канадские инструкторы занимаются на украинских полигонах т.н. «натаскиванием» украинских военнослужащих для последующей отправки в Донбасс.
Считаем подобные решения и действия Правительства Канады крайне опасными. Они мешают политическому урегулированию непрекращающегося по вине киевских властей противостояния. Более того, по имеющимся у нас данным, инструкторами дело не ограничивается –канадцы начали поставки для вооруженных сил Украины боеприпасов, которые без сомнений попадут в зону конфликта.
Вместо того, чтобы оказывать давление на Киев с целью заставить его полностью выполнить обязательства по Минским соглашениям, Оттава откровенно подыгрывает сторонникам силового решения ситуации в Донбассе, а также потворствует продолжению кровопролития. В Канаде должны понимать, что последствия такой политики и действий будут на их совести.
Об очередном докладе Госдепартамента США относительно наркоситуации в мире в части, касающейся Российской Федерации
Внимательно изучили раздел по России данного доклада за 2016 год.
Вызывает сожаление, что в этом во многом техническом документе содержатся намеки на ответственность российской стороны за свертывание нашего антинаркотического сотрудничества, весьма плодотворно развивавшегося в прошлые годы. А ведь помимо двустороннего формата мы также плотно взаимодействовали с Вашингтоном на международных антинаркотических площадках, в том числе в контексте подготовки и проведения столь значимого события, как прошлогодняя специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам в Нью-Йорке. Настроены на кооперацию с американской делегацией и в ходе открывающейся 13 марта в Вене 60-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам.
Обратили внимание на то, что в своем выступлении перед Конгрессом США 1 марта Президент этой страны Д.Трамп неоднократно заострял тему борьбы с наркотиками в качестве одного из приоритетов деятельности своей Администрации. Полагаем, что высказанные им озабоченности по поводу нынешней весьма драматической ситуации с распространением и потреблением наркотиков на американской территории, создают предпосылки для более активной вовлеченности США в глобальный антинаркотический диалог.
Убеждены, что такое взаимодействие необходимо выстраивать в целях продвижения к миру, который был бы свободен от наркотиков. Это соответствует как коренным интересам Российской Федерации, так и других ответственных членов международного сообщества.
О высказываниях замначальника ОКНШ США генерала П.Сельвы
Мы обратили внимание на прозвучавшие на мероприятии в Конгрессе США высказывания заместителя начальника Объединенного комитета начальников штабов генерала П.Сельвы, который заявил, что Россия якобы развернула некую крылатую ракету наземного базирования в нарушение «духа и цели» Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Подобные высказывания, конечно, вызывают разочарование. Как вы понимаете, это не новая история. От столь информированного человека, представляющего военное руководство крупной страны можно было бы ожидать большего. В частности, он мог бы, наконец, пояснить, где американцы увидели наши «нарушения» и почему они пришли к таким выводам.
Однако, уже в который раз звучащие от американских официальных лиц публичные обвинения, которые инкриминируют российской стороне несоблюдение ДРСМД, не были подкреплены никакими доказательствами. То есть была использована ставшая уже привычной схема – выдвинуть претензии и тут же уйти от какой-либо конкретизации.
Мы неоднократно подтверждали нашу приверженность ДРСМД. Разъясняли американской стороне, что все ракетные испытания, которые  проходят в России, соответствуют Договору. В ходе всевозможных переговоров, консультаций и встреч просили сказать, какие конкретно российские действия вызывают обеспокоенность в Вашингтоне. В ответ нам неизменно предлагали самим обо всём догадаться. Понятно, что это, конечно, не имеет никакого отношения к серьезному подходу.
Показательно, что в ответ на мифические российские т.н. «нарушения» американцы угрожают предпринять некие шаги военного характера. То, что представители США настойчиво продолжают подобную риторику, абсолютно не утруждая себя приведением каких-либо доказательств или конкретных примеров, ставит вопрос об истинных целях информационных вбросов.
При этом американцы упорно отказываются обсуждать наши вполне обоснованные претензии, имеющие отношение к выполнению Договора самими США. Речь идет о пусковых установках Мк-41 в наземных противоракетных комплексах «Иджис Эшор», которые США разместили в Румынии и планируют разместить в Польше, и которые с полным основанием могут рассматриваться как пусковые установки крылатых ракет. Много вопросов вызывает и масштабная программа создания в США ракет-мишеней для использования средств ПРО, аналогичных по характеристикам ракетам средней и меньшей дальности наземного базирования. Кроме того, США производят и используют ударные беспилотные летательные аппараты, подпадающие под содержащееся в ДРСМД определение крылатых ракет наземного базирования.
Вновь предлагаем отказаться от методов бездоказательной риторики, публичных обвинений без приведения конкретных примеров и просто вести разговор по существу с целью снятия имеющихся озабоченностей и прояснения возможных спорных моментов. Все механизмы есть. Мы открыты к такому диалогу по соответствующим каналам.
О хакерских играх в США
Как вам известно, в США очередной набирающий обороты скандал с прослушкой. Я наслаждалась публикацией в британской газете «Файнэншл Таймс», которая после какой-то реплики Президента США Д.Трампа практически потребовала как можно быстрее обнародовать доказательства наличия подобных обвинений с тем, чтобы избежать «непоправимого ущерба «авторитету американской политической системы». То есть все остальные заявления про хакеров, вмешательство в выборы, российскую агрессию, российские танки, планы по разъединению или «вбиванию клина» между западными странами, которые делаются каждый день представителями американского политического истеблишмента, официальными лицами предыдущей команды (которая упивалась этими обвинениями), могут оставаться, с точки зрения «Файнэншл Таймс», абсолютно бездоказательными. Сказали – и нормально. Там, наверное, что-то есть, проверять не будем. Одно заявление нынешнего американского Президента Д.Трампа, оказывается, требует доказательств с целью избежания непоправимого ущерба авторитету американской политической системе.
Насколько я понимаю, речь идет о редакционной статье, не о блоге и не о каком-то частном мнение. Сказано, что если доказательств или опровержений в ближайшее время не последует, то это грозит «коррозией веры в госинституты, без которых страна не может функционировать». А пробирка, которую показывали в СБ ООН из рук Госсекретаря США, это что? Это коррозия или «усталость» метала?
Если следовать логике «Файнэншл Таймс», то и к США, и к Великобритании, да и ко многим другим странам, которые повторяют эту же логику, давным-давно можно было применить термин «failed state», потому что ни в отношении российских т.н. хакерских атак, ни по вопросам допинга российских спортсменов, ни в отношении убийств т.н. кровавой российской военной машины гражданского населения в Сирии, ни по многим другим вопросам никаких внятных и заслуживающих доверия доказательств  представлено так и не было. Только все больше мы видим постоянные скромные опровержения той информации, которая выдавалась в качестве солидной и надежной.
О текущей ситуации в НКУ
Подробно о ситуации в НКУ 6 марта говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров во время пресс-конференции по итогам встречи с азербайджанским коллегой Э.М.Мамедъяровым. Его выступление опубликовано на официальном сайте МИД России, с которым можете ознакомиться.
Хотелось бы добавить, что Россия намерена продолжить свою посредническую миссию во взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе положений, изложенных в пяти совместных заявлениях Президентов Российской Федерации, США и Франции. В них, в частности, говорится о недопустимости силового решения нагорно-карабахской проблемы, содержится призыв к руководителям Армении и Азербайджана решать спорные вопросы на основе принципов неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение.
Параллельно в рамках согласованных «тройкой» подходов будут продолжены самостоятельные российские усилия с учетом особо близких отношений с Арменией и Азербайджаном, их глубокой предыстории, позволяющей откровенно обмениваться мнениями по ключевым вопросам.
Хотела бы привести несколько примеров. При прямом содействии России в мае 1994 г. было подписано соглашение о прекращении огня, до сих пор являющееся основой перемирия.
Важным этапом на пути посреднических усилий нашей страны стало принятие в 2008 г. Московской декларации, в которой говорится об урегулировании нагорно-карабахского конфликта политическими средствами, путем продолжения прямого диалога между Азербайджаном и Арменией. Это первый и пока единственный документ по НКУ, под которым стоят подписи президентов Азербайджана и Армении.
При российском посредничестве в 2011 г. на трехсторонней встрече было принято решение о необходимости проведения расследования вооруженных инцидентов.
Как вам известно, именно Россия сыграла решающую роль в прекращении широкомасштабных боевых действий в начале апреля прошлого года, пригласив в Москву начальников генеральных штабов Азербайджана и Армении.
Соблюдение всех этих договоренностей является важным условием последовательного продолжения мирного процесса, направленного на достижение устойчивого урегулирования.
Об отказе во въезде в ФРГ депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.В.Лебедеву и М.В.Дегтяреву
Вчера в ходе переговоров Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Вице-канцлером, Федеральным министром иностранных дел ФРГ З.Габриэлем затрагивалась тема отказа во въезде в ФРГ депутатам Государственной Думы. Как вы знаете, в Берлине отказали во въезде в ФРГ депутатам Государственной Думы, находящимся в санкционных списках ЕС, – заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации России И.В.Лебедеву и председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи М.В.Дегтяреву. Абсолютно не возымело действия и то, что российские парламентарии были приглашены исполнительным директором Международного паралимпийского комитета Х.Гонсалесом для участия в запланированной на 10 марта встрече в Бонне с целью обсуждения вопросов членства Российского паралимпийского комитета в этой организации.
В качестве мотива своего решения германская сторона назвала отсутствие оснований для временного исключения из санкционных списков упомянутых российских депутатов.
Мы полагаем данные объяснения неубедительными. Берлин не в первый раз отказывает во въезде российским представителям, которые направляются в ФРГ для участия в мероприятиях по линии международных организаций или в многосторонних форумах. Считаем такой подход противоречащим здравому смыслу и контрпродуктивным с точки зрения дела. Будем учитывать его в наших двусторонних отношениях.
О вступлении в силу Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об установлении взаимного безвизового режима поездок граждан России и ЮАР
30 марта вступает в силу Протокол между правительствами Российской Федерации и Южно-Африканской Республики о взаимной отмене визовых требований для владельцев заграничных паспортов.
Напоминаем, что указанным Протоколом предусматривается, что граждане России и ЮАР, не имеющие намерения осуществлять трудовую деятельность, учиться или проживать на территории другого государства, освобождаются от визовых требований и имеют право въезда, пребывания или следования транзитом без виз на срок до 90 дней.
Убеждены, что данная договоренность, которая нацелена на формирование максимально благоприятных условий для развития всего комплекса связей между нашими странами, позволит придать заметный импульс дальнейшему продвижению кооперации в торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также будет способствовать активизации контактов между гражданами России и ЮАР.
В текущем году Россия и ЮАР отмечают 25-летие установления дипломатических отношений. Вступление в силу указанного Протокола на этом фоне является важным свидетельством того, что наши страны проделали значительный путь как в плане строительства партнерских двусторонних отношений, так и продвижения взаимодействия на международной арене, прежде всего в рамках БРИКС.
Из ответов на вопросы СМИ:
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать появившуюся в СМИ информацию о возможном назначении Послом США в России Дж.Хантсмана?
Ответ: Что касается сообщений в прессе, то мы не считаем нужным их комментировать, поскольку есть соответствующая процедура, которая запускается в случае, если какая-либо страна считает необходимым заменить посла. Для этого существует дипломатическая практика. Безусловно, это решение должна принимать Администрация в Вашингтоне. Затем запускается процедура по соответствующим каналам.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать неучастие России во встрече стран-участниц коалиции по борьбе с ИГИЛ в Вашингтоне 22 марта?
Ответ: Как Вы знаете, существует большое количество форматов по сирийскому урегулированию. Есть те, в которых мы традиционно участвуем и создание которых стало результатом усилий, в том числе Российской Федерации. Есть форматы, в которых мы также традиционно не участвуем. Речь идет о формате, в котором мы никогда не принимали участие, поэтому здесь нет никакой новости, сенсации. Мы просто не принимали участия в подобных встречах. О наших усилиях по сирийскому урегулированию я только что сказала. Мы концентрируем внимание именно на них.
Вопрос: Какие вопросы могут быть подняты на встрече глав МИД Норвегии и России на форуме «Арктика – территория диалога»?
Ответ: Ближе к этой встрече мы подробно вас проинформируем. Как Вы понимаете, в ходе двусторонних встреч обсуждаются вопросы двусторонней повестки, международные вопросы, вопросы регионального сотрудничества, учитывая особенности географического расположения двух стран.
Ближе к мероприятию мы предоставим вам информацию об участии в форуме и о мероприятиях на его «полях».
Вопрос: Возможна ли отдельная встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его турецким коллегой в рамках визита Президента Турции Р.Т.Эрдогана в Москву? Если да, то затронут ли они в том числе вопрос нагорно-карабахского урегулирования (НКУ)?
Ответ: Как Вы знаете, формат саммитов  не входит в нашу компетенцию. Обо всех мероприятиях, которые запланированы у Министра на ближайшее время, я Вам рассказала.
Вопрос: Можно ли говорить о полном взаимопонимании между странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ в вопросе НКУ или имеются какие-то разногласия?
Ответ: Любая работа – это процесс, предполагающий согласование позиций и приведение их к общему знаменателю для принятия дальнейших решений. Как в любом процессе, бывают вопросы, по которым у нас полностью совпадают позиции, бывают такие, по которым достижение согласия нужно вырабатывать. Ваш вопрос достаточно общий, поэтому и ответ получился общим.
Вопрос: Вчера Кишинев порекомендовал молдавским чиновникам воздержаться от поездок в Россию. Официальный Кишинев выразил возмущение и даже направил официальную ноту в связи с тем, что все чиновники из Республики Молдова подвергаются допросам на границе с Россией, обыскам. На Ваш взгляд, как можно выйти из сложившейся ситуации?
Ответ: Знаю о том, что соответствующий документ был направлен в МИД России. Речь идет о ноте по обозначенному Вами вопросу, поступившей из Министерства иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова. Скажу откровенно, документ непростой. Мы изучаем его, пытаемся понять, какие конкретно вопросы ставит перед нами молдавская сторона. Готовы к взаимодействию и решению сложных вопросов, для чего есть соответствующие каналы. Все вопросы могут быть урегулированы в рабочем порядке. Сейчас занимаемся изучением ноты.
Хотела бы повторить, мы получили непростой для понимания документ.
Вопрос: Подразумевалось ли в Вашем комментарии на брифинге от 27 декабря 2017 г., что в материалах белорусских авторов Ю.Павловца, Д.Алимкина, С.Шептенко, которые публиковались в информационном агентстве «Регнум», было использовано слово «недонарод»?
Ответ: Ни Посол России в Белоруссии А.А.Суриков, ни МИД России, ни официальный представитель МИД России никогда не утверждали, что слово «недонарод» было использовано в материалах вышеупомянутых авторов, опубликованных информагентством «Регнум».
Вопрос: Как бы Вы прокомментировали запуск КНДР 6 марта четырех ракет?
Ответ: Исходим из того, что наши комментарии по упомянутым пускам мы уже дали. Вы знаете нашу принципиальную позицию, в международно-правовом плане основанную на документах, которые принимались СБ ООН.
Вопрос: Отношения между КНДР и Малайзией ухудшились в связи с гибелью в Куала-Лумпур брата северокорейского лидера Ким Чен Нама. На этой неделе из Малайзии был выслан посол КНДР. Как МИД России оценивает эти события с точки зрения стабилизации обстановки в Северо-Восточной Азии?
Ответ: Речь идет о двусторонних отношениях. Исходим из того, что два государства используют все возможности для решения этих сложных вопросов.
Вопрос: Недавно «Викиликс» опубликовал новые документы. С.В.Лавров косвенным образом сказал о возможности  проникновения хакеров ЦРУ США в мобильные телефоны и другие электронные средства. Какие меры в этой связи будет предпринимать МИД России, чтобы предотвратить расширение проникновений хакеров и возможностей шпионажа?
Ответ: О возможности влияния хакеров, людей, которые овладели разработанными технологиями под эгидой соответствующих служб США, или о влиянии этих процессов на мобильную связь и другие телекоммуникационные устройства не столько говорил С.В.Лавров, сколько на это указывали материалы, опубликованные «Викиликс». Именно из них стало понятно, что большая вероятность таких атак существует. Если эта информация верна, страшно, чем занимаются и «забавляются» американские спецслужбы. Мы периодически узнаем о таких фактах, и эта информация ранее всегда подтверждалась. Правда, все время предпринимались попытки убрать ее с первых страниц, каким-то образом отретушировать, снизить ее сенсационность, но в любом случае практически каждый раз эта информация подтверждалась.
Это крайне опасно, во-первых, с точки зрения подрыва имеющейся системы международных отношений, которые основаны на определенных принципах, закреплённых в Уставе ООН. Речь идет о невмешательстве во внутренние дела и т.д. Существует большое количество документов в сфере информационной и цифровой безопасности, под которыми также стоят подписи представителей США. Соответственно, подобные действия действительно (если они подтвердятся, а ранее они подтверждались) просто подрывают то доверие, которое с таким трудом выстраивалось между странами. Конечно, во многом это подрыв и отношений между государствами в двустороннем и многостороннем форматах.
Но я думаю, что самое страшное не в этом, потому что, как бы это ни казалось парадоксальным, многие страны, ставшие жертвами  американских прослушек, восприняли эту информацию, так скажем, даже «не без удовольствия», что, честно говоря, стало большой неожиданностью. Ведь любое государство, у которого есть свое достоинство, национальные интересы, должно быть однозначно в своей реакции. Думаю, что самое страшное в том, что этими технологиями, которые утекли, стали достоянием общественности, могут воспользоваться (никто не знает, возможно, уже воспользовались) те самые террористические организации, о которых мы говорим и с которыми мы все пытаемся коллективно бороться. Если раньше под термином «терроризм» понимался автомобиль, начинённый взрывчаткой, пояса шахидов, люди-смертники, то сегодня понятие международного терроризма намного шире. Это, конечно, кибертерроризм, рекрутирование своих сторонников в интернете, влияние на массовое сознание, особенно, на молодежь и детей. Страшно именно то, что таким образом, если эта информация действительно подтвердится (а очень хотелось бы, чтобы, наконец-то в Вашингтоне спецслужбы полноформатно и полноценно ответили на опубликованные документы с конкретными фактами в руках), все это несет огромную угрозу всему миру и международной безопасности. Информационный компонент действий международного терроризма и террористов на сегодняшний день является приоритетным. Конечно, есть примеры применения химического оружия, но они используют весь набор технологий для продвижения своей идеологии и подкрепления своих действий, и это очень страшно.  
Вопрос: Можно ли сказать, что с появлением информации о действиях США в киберпространстве, стоит заканчивать ведущуюся против России информационную войну?
Ответ: Такой сценарий был бы возможным, если бы реальностью была объективность мировых СМИ – тех самых информационных монстров и корпораций, которые, говоря по-русски, «заказывают информационную музыку» во всем мире. Говорить об их объективности не приходится в принципе. Вы прекрасно видите, что сейчас происходит внутри США. СМИ стали уже не просто бессознательно работающим инструментом политической борьбы, они стали субъектом происходящего. Это принципиально разные вещи. Подобная появляющаяся информация вряд ли будет использована для объективного анализа происходящих процессов. Мы говорили об очень опасной тенденции подрыва доверия людей к мировым СМИ, когда есть объективные данные, требующие внимания и расследования. К сожалению, мы часто встречались с ситуацией, когда они замалчиваются, им не уделяется должного внимания, в то время как фейки про хакеров, влияние на выборы, вовлеченность во внутриполитические процессы выходят на первые полосы.
Вчера в Москве с визитом находился Вице-канцлер, Федеральный министр иностранных дел ФРГ З.Габриэль. Он четко сказал, что Федеральное правительство Германии, ее официальные лица никогда не обвиняли российскую сторону, никогда не предъявляли нам претензий по поводу фабрикования фейк-новостей  и вовлеченности в избирательные процессы. Как он сказал, все это дело рук СМИ Германии. Он подчеркнул, что заявляет это от лица Федерального правительства.
Вопрос: Хотелось бы задать вопрос про предстоящую встречу в формате «2+2» в Токио. Как Вы оцениваете восстановления этого формата после длинной паузы? Какие темы планируются к обсуждению?
Ответ: Я думала, Вы хотите проверить мои познания в арифметике. Конечно, мы рассматриваем это как очень конструктивный шаг, который нацелен на полноформатное развитие двусторонних отношений и может способствовать этому. Нам есть, что обсудить в сфере внешней политики, обороны, оборонной политики и военного сотрудничества. Вы правильно отметили, что, к сожалению, произошел длительный перерыв не по российской вине. Мы исходим из того, что никогда не поздно понять, что прекращение сотрудничества, взаимодействия и, самое главное, диалога не приносит каких бы то ни было позитивных результатов. Мы всегда выступали за возобновление многоформатного диалога. Будем активно к нему готовиться и исходим из того, что он, безусловно, должен быть плодотворным и результативным.
Что касается тем, то по линии каждого из ведомств будут обсуждаться свои темы. По вопросам министерств обороны Вы можете обратиться к Министерству обороны России. В рамках взаимодействия министерств иностранных дел будут обсуждаться вопросы двусторонних отношений, международной обстановки, регионального сотрудничества и безопасности. Ситуация в регионе будет рассмотрена в повестке дня встречи. Запланированы медийные мероприятия. В любом случае мы проинформируем Вас о результатах по итогам переговоров.
Вопрос: Недавно было объявлено, что США вводят в Сирию артиллерию морской пехоты — это непохоже на обещание предыдущей Администрации о том, что не будет никаких наземных операций. Как на это будет реагировать Москва?
Ответ: Какая предыдущая Администрация? О чем Вы говорите? Там за восемь лет не было единой стратегии в отношении Сирии: то бомбим — то нет, то выводим — то вводим, то свергаем — то сотрудничаем. Эти колебания происходили ежемесячно. У одной ветви власти не было понимания того, что происходит у другой. Позиции, которая должна была быть реализована на международной арене в качестве консолидированного подхода США (а международное сообщество должно было понимать эту политику, потому что речь идет именно о действиях на международной арене), просто не было. Сначала была одна концепция, потом она поменялась. Последние полгода до выборов это была какая-то агония сирийской политики Вашингтона. С одной стороны — нагнетание и увеличение активности на внешнеполитическом направлении, с другой — абсолютно не подкрепленная действиями «на земле» и усилиями американских военных активность. Вы помните, какой разрыв был между позицией определенных сил в Госдепе от других американских силовиков? Потом произошло еще более загадочное событие: они просто взяли и бросили всю сирийскую политику, не доведя ее до логического конца. Далее все сфокусировалось на Алеппо, но не на разрешении этой ситуации, а исключительно на нагнетании истерики и информационной кампании, которая была ориентирована только на выборы. О чем можно говорить, если анализировать подход предыдущей администрации?
Предлагаю все это оставить историкам и политологам и не обсуждать это  серьезно, потому что мы прекрасно помним эти бесконечные изменения, «подковерную» борьбу между министерствами и ведомствами в США. Это была просто политическая схватка. К сожалению, эта политическая схватка «элит» продолжается. Это очевидно. В ход идет все, что угодно.
Мы запустили наш диалог с Госдепартаментом. Состоялась первая встреча двух министров. Исходим из того, что мы готовы взаимодействовать с США, в том числе по сирийскому урегулированию. Вы знаете, что на встречу в Астане американские представители приглашались, они присутствовали на том уровне, на котором полагали нужным. Поэтому мы готовы к взаимодействию, ведь важно, чтобы концепция была сформирована. Еще раз повторю, что складывается ощущение, что эта постэлекторальная схватка не дает сформулировать подходы к такому важному направлению американской внешней политики, как политика на Ближнем Востоке и Севере Африки. Поэтому повторю, что мы готовы взаимодействовать.
Вопрос: Предпринимают ли уважаемые американские партнеры какие-либо непубличные и неформальные попытки выстраивать отношения или все ограничивается официальными мероприятиями, наподобие встречи в Бонне?
Ответ: Вы не могли бы конкретизировать, что Вы имеете ввиду?
Вопрос: Предпринимают ли представители американской Администрации и Госдепа какие-либо попытки восстановить отношения, действуя в непубличном поле?
Ответ: Что Вы понимаете под непубличным полем? Внешняя политика предполагает определенную долю публичности. Вы имеете в виду, ведутся ли какие-то скрытые переговоры? У нас ведется нормальная дипломатическая работа как с США, так и с другими столицами и странами. Мы не можем от  колебаний, которые проходят в Вашингтоне, все менять и подстраиваться под исходящие оттуда флюиды. Мы исходим из утвержденной Концепции внешней политики. Мы используем в нашей работе методы и традиции, которые были заложены историей российской внешней политики и основываются на международном праве и базовых принципах международных отношений. Мы пытаемся выстраивать нормальную конструктивную работу. Еще раз говорю, что методы этой работы открыты и понятны — это  переговорная дипломатия, встречи, контакты и т.д.
Вопрос: Можете ли Вы прокомментировать то, что в Южной Корее Конституционный суд подтвердил импичмент Президента Пак Кын Хе?  Вы уже очень жестко прокомментировали развертывание системы ПРО в Европе. Стало известно, что в Южную Корею привезли детали для противоракетного комплекса THAAD. Планируется, что в мае этого года будут завершены работы по развертыванию этой системы. Китай в связи с этим сильно критикует Правительство Южной Кореи и вводит санкции. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Ответ: Мы внимательно следим за событиями в Южной Корее, где Конституционный суд 10 марта утвердил решение Национального собрания об импичменте главы государства. Мы рассчитываем на скорейшее преодоление внутриполитического кризиса в этой стране. Уверены, что он вряд ли способен каким-либо образом сказаться на достигнутом уровне российско-южнокорейских отношений.
Что касается развертывания элементов системы ПРО США по всему миру, то наша позиция известна. Не так давно мы давали дополнительный комментарий по упомянутому Вами сюжету. Конечно, это во многом подрывает региональную и международную стабильность. Наша позиция в этом вопросе четко обозначена, мы доводим ее до партнеров, до тех, с кем встречается глава внешнеполитического ведомства России, мы озвучиваем ее публично. Наша позиция здесь четкая, и она не претерпела изменений.
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2673614