Пресс-релиз № 12

Печать

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 9 февраля 2017 года
О рабочем визите Министра внешних сношений Монголии Ц.Мунх-Оргила в Российскую Федерацию
13-14 февраля Российскую Федерацию с рабочим визитом посетит Министр внешних сношений Монголии Ц.Мунх-Оргил. Это первая поездка в нашу страну Министра иностранных дел Монголии после формирования нового правительства этой страны по итогам парламентских выборов в июне 2016 г.
Запланированы переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран. Стороны планируют обсудить состояние и перспективы дальнейшего развития российско-монгольских отношений в контексте реализации Среднесрочной программы развития стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией, подписанной в ходе визита в Улан-Батор Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в апреле 2016 году.
Также запланирован обмен мнениями по актуальным региональным и глобальным проблемам, ключевым вопросам российско-монгольского взаимодействия в ведущих многосторонних форматах.
О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со студентами, слушателями и профессорско-преподавательским составом Дипломатической Академии МИД России
15 февраля в Дипломатической академии МИД России состоится традиционная ежегодная встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со студентами, слушателями и профессорско- преподавательским составом Дипакадемии, приуроченная ко Дню дипломатического работника (10 февраля) и Дню Академии (14 февраля).
Министр иностранных дел России С.В.Лавров выступит с лекцией по актуальным вопросам международной жизни и ответит на вопросы аудитории.
Приглашаем СМИ принять участие в этом мероприятии.
Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова во встрече министров иностранных дел «Группы двадцати»

16-17 февраля Министр иностранных дел России С.В.Лавров планирует принять участие во встрече министров иностранных дел «Группы двадцати» в Бонне (Германия).
Встреча проводится в рамках мероприятий германского председательства в форуме в 2017 г., ключевым из которых является саммит лидеров «двадцатки», запланированный на 7-8 июля в Гамбурге.
Дискуссию министров иностранных дел в Бонне предлагается сосредоточить на проблематике мира и безопасности, включая предотвращение конфликтов, вопросах реализации «Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.», сотрудничества с Африкой, а также других актуальных вопросах международной повестки дня.
Россия разделяет приоритетность этих глобальных тем, поддерживает необходимость выработки скоординированных подходов к первоочередным вопросам, к первопричинам разворачивающихся кризисных явлений, поиску долгосрочных решений политических и экономических задач. Все более очевидно, что «двадцатка» – это важнейший за пределами ООН инструмент согласования позиций ведущих государств, имеющий особый конструктивный потенциал.
Об участии Министра иностранных дел России С.В Лаврова в заседании Мюнхенской конференции по безопасности

17-19 февраля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в очередном, 53-м заседании Мюнхенской конференции по безопасности.
В ходе мероприятия состоится обстоятельный обмен мнениями по широкому спектру актуальных вопросов глобальной и европейской повестки дня. Центральными темами станут будущее европейской безопасности, противодействие международному терроризму, конфликт на Украине, ситуация в Сирии и миграционный кризис в Европе.
На «полях» форума запланировано проведение ряда двусторонних встреч. График сейчас согласовывается. На следующей неделе мы вас обязательно о нем проинформируем как только он будет согласован с партнерами и коллегами Министра иностранных дел России С.В.Лаврова.
О консультациях заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Мешкова с заместителем Министра иностранных дел Турции У.Ярдымом

На 14 февраля запланировано проведение в Москве консультаций заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Мешкова с заместителем Министра иностранных дел Турецкой Республики У.Ярдымом.
Стороны рассмотрят широкий круг актуальных вопросов развития российско-турецких отношений, в том числе связанных с подготовкой очередного заседания возглавляемого президентами двух стран Совета сотрудничества высшего уровня.

О ситуации на Украине
Министр иностранных дел России С.В.Лавров уделил предельно сконцентрированное внимание ситуации на Украине, перспективам урегулирования кризиса, а также выполнению Минских договоренностей, отвечая на вопросы информационного агентства «ТАСС» 7 февраля. В этой связи хотела бы адресовать Вас к ответам Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, которые опубликованы на официальном сайте МИД России.    

О развитии ситуации в Сирии

Режим прекращения боевых действий (РПБД) в Сирии, установленный 30 декабря 2016 г. при содействии России и Турции, поддерживается как на севере, так и на юге страны. Наращивает эффективность механизм Совместной оперативной группы (СОГ), в рамках которой на повседневной основе военные России и Турции отслеживают любые сообщения о нарушениях перемирия. С этой целью 6 февраля в Астане состоялась встреча представителей России, Турции и Ирана, а также Иордании и ООН. Одним из главных итогов этого мероприятия стало практически полное завершение работы по фиксации районов, находящихся под контролем ИГИЛ и «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра»), на которые режим прекращения огня не распространяется. Партнерам переданы подготовленные российской стороной проекты двух документов, предлагаемых к обсуждению на последующих заседаниях СОГ: «Протокол к Соглашению о механизме фиксации нарушений режима прекращения боевых действий, объявленного в Сирии с 30 декабря 2016 г., и режиме применения санкций в отношении нарушителей», а также «Положение о примирившемся районе (населенном пункте)».
Сохранение и укрепление РПБД позволило сирийцам сконцентрироваться на борьбе против террористических бандформирований. Как отмечает Министерство обороны России, в Восточном Каламуне сирийским правительственным войскам совместно с формированиями оппозиции удалось сорвать попытку наступления боевиков ИГИЛ.
На севере провинции Алеппо ВС Сирии, развивая наступление в направлении города Аль-Баб, освободили от боевиков ИГИЛ 35 населенных пунктов и взяли под огневой контроль дорогу, по которой осуществлялось снабжение террористов.
На востоке страны в провинции Хомс армия Сирии развивает наступление. Сирийские военные при поддержке ВКС России закрепились на позициях в оперативной близости от Пальмиры, заняв господствующие высоты в близлежащих районах.
В районе Дейр-эз-Зор правительственные силы успешно отразили натиск отрядов ИГИЛ и перешли к контрнаступательным действиям. Активную помощь сирийцам оказывают ВКС России.
Продолжается оказание гуманитарной помощи пострадавшему от конфликта населению Сирии. Российским Центром по примирению враждующих сторон проведено 699 гуманитарных акций, в ходе которых сирийцам было передано 1250 тонн продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости. В районе Восточная Гута с 3 февраля открыто девять гуманитарных коридоров для перемещения населения. В последние дни российскими самолетами с использованием парашютных платформ в район Дейр-зз-Зора было доставлено более 80 тонн продовольствия, предоставленного по линии ООН. 3 февраля гуманитарный конвой из 31 автомобиля ООН, Международного комитета Красного Креста и Сирийского общества Красного полумесяца был направлен в находящийся под контролем боевиков г.Телль-Биса провинции Хомс.
Перемирие в Сирии позволило активизировать политический трек урегулирования в этой стране. Поддерживаем предложение специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистуры возобновить межсирийские переговоры в Женеве под эгидой ООН 20 февраля. Надеемся, что региональные и международные партнеры Российской Федерации окажут максимально возможное содействие сирийским сторонам в подготовке к этому мероприятию.

О нападении на сотрудников Международного комитета Красного Креста

8 февраля на севере Афганистана совершено вооруженное нападение на работников Международного комитета Красного Креста (МККК), перевозивших гуманитарную помощь в пострадавшие от недавних снегопадов районы. По имеющейся информации, в результате преступной акции погибли шесть сотрудников гуманитарной организации, двое – захвачены в заложники. Граждан России среди них нет.
Подобные действия заслуживают безусловного осуждения. Кто бы ни стоял за этим преступлением, должен понести самое суровое наказание. Призываем власти Афганистана, всех афганцев, кому не безразличны гуманитарные ценности, предпринять срочные меры по поимке преступников и обеспечению безопасности работников МККК во всех районах страны.
Выражаем глубокие соболезнования родным, родственникам и близким погибших.

О публикации доклада ООН по ситуации в Афганистане

Обратили внимание на очередной доклад Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), в котором приводятся данные о жертвах среди населения этой страны в 2016 году. С глубоким сожалением отмечаем, что число мирных афганцев, погибших и пострадавших в результате военных действий и террористических атак, достигло рекордной отметки, на 3% превысив аналогичный показатель 2015 года.
Всего за истекший год эксперты МООНСА зафиксировали 11418 гражданских потерь, в том числе 3498 убитых и 7920 раненых. Особую обеспокоенность вызывает рост на 24% потерь среди детей.
Новой, к сожалению, трагической «иллюстрацией» к докладу МООНСА стали сообщения о произошедшем 7 февраля в Кабуле теракте у здания Верховного суда Афганистана, в результате которого погибели 21 и ранены 40 человек. Большинство из них – это мирные люди, в том числе женщины и дети.
Мы убеждены, что выходом из сложившегося положения может стать только немедленное прекращение братоубийственной войны. Призываем противоборствующие афганские стороны предпринять все необходимые меры для скорейшего запуска процесса национального примирения.

О ситуации в Косово
Ситуация на севере сербского автономного края Косово, где вооруженные формирования косовоалбанской полиции под надуманным предлогом 14 января вторглись в населенные сербами районы, остается неспокойной. Констатируем, что процесс диалога между Белградом и Приштиной, в котором посредничает Европейский союз в соответствии с резолюцией 64/298 Генеральной Ассамблеи ООН, продвигается с трудом. Налицо глубокий дефицит доверия как между сторонами, так и в отношении Евросоюза. К сожалению, недоверие в отношении Брюсселя вызвано его пассивностью.
Проведенные 24 января и 1 февраля в Брюсселе в присутствии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политики безопасности Ф.Могерини раунды диалога, в которых участвовали Президент Сербии Т.Николич и Председатель Правительства А.Вучич, а также их приштинские собеседники Х.Тачи и И.Мустафа, фактически закончились ничем, удалось лишь немного снизить градус напряженности.
Хотели бы выделить конструктивную линию Белграда, который проявил сдержанность, не пошел на поводу у провокаторов, сделал важные шаги по устранению имеющихся противоречий.
Корень проблем видим в том, что создание Сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК) уже на протяжении четырех лет саботируется косоварами при попустительстве Европейского союза. Призываем ЕС активнее добиваться от Приштины выполнения взятых на себя обязательств, прежде всего касающихся учреждения полноценного ССМК, призванного обеспечить коллективные права и интересы косовских сербов, создать необходимые условия для их нормальной жизни на территории края.
Об обвинениях России в хакерских атаках
Тренд обвинения России в хакерских атаках, заданный Вашингтоном, ушедшей командой Президента Б.Обамы, подхвачен во всем мире. Дело живет и развивается. К сожалению, констатируем, что информационная кампания, направленная против России, продолжает активно подогреваться в западном медийном пространстве, подключает флешмоб, набирая все новых и новых участников.
Среди «отметившихся» в последнее время – Норвегия, Канада, Великобритания, Нидерланды, Чехия, Эстония. У нас нет столько хакеров! Хотела бы начать с Норвегии. Полицейская служба безопасности этой страны, видимо поддавшись влиянию соседней с ней Швеции, заявила, что норвежские учреждения, включая МИД, вооруженные силы, госуправление по ядерной и радиационной безопасности, Рабочая партия Норвегии, один из университетов и даже сама полицейская служба подверглись кибератаке т.н. «кремлевских хакеров». И хотя отмечается, что расследование продолжается, естественно, «все призы уже раздали», виновного нашли бездоказательно, без каких-либо фактов. Все голословно, проверке не поддается, потому что нигде ничего не зафиксировано.
Аналогичная ситуация развивается и в Нидерландах. Как утверждают местные эксперты, мишенью хакеров из России на этот раз стал флигель правительственно-парламентского комплекса «Бинненхоф», в котором расположен кабинет Премьер-министра (т.е. и туда добрались). Продолжает будоражить голландскую общественность и бывший министр иностранных дел и генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер, который считает свою страну «привлекательной для российских хакеров» с точки зрения того, что в марте там пройдут парламентские выборы. Как вы понимаете, все складывается: «российские хакеры» – это такое явление, которое «питается» парламентскими и президентскими выборами, нацеливается именно на те точки и страны, где эти выборы должны пройти. По логике г-на Я. де Хооп Схеффера, именно по итогам прошедших выборов можно будет судить об участии «российских хакеров» в этом процессе и т.д. К истерике, которая раздувается в СМИ, все более активно подключаются члены Правительства этой страны, которые не стесняются в выражениях. Хотя у них нет никаких доказательств, они публично называют Россию «главным источником киберугроз».
Эта история добралась и до Канады. С учетом того, что  Россия якобы участвовала силами хакеров в президентских выборах в США,  руководство Канады в срочном порядке заявило о выработке тактики защиты собственного выборного процесса от возможных кибератак. «Масла в огонь» подливают и американские «отставники», они активно курсируют в эту страну для предотвращения грозящих Канаде якобы чрезвычайных ситуаций, вызванных в т.ч. российскими «кремлевскими хакерами».  Бывший глава ЦРУ и АНБ США М.Хейден выступая в Канаде объявил «русских хакеров» главной угрозой для Канады. Вы понимаете, насколько здесь все масштабно. На вопрос о том, как можно идентифицировать источник киберугрозы, он в ХХI в. ответил, что замер хакерских атак осуществляется следующим образом: «чем тоталитарнее страна, тем вероятнее она задействована в государственном хакерстве». Тогда можно поискать что-то у Н.Макиавелли. Думаю, что мы там найдем пару пассажей.
Очередным мифотворчеством на тему российских киберугроз разразился и Министр обороны Великобритании М.Фэллон. Выступая в одном из университетов Шотландии на тему взаимоотношений России и Великобритании, он вместо того, чтобы серьезно порассуждать на тему налаживания сотрудничества между нашими странами для противодействия реальным угрозам безопасности, предпочел посвятить значительную часть своей речи «русским хакерам», голословно возложив ответственность на Россию за осуществление кибератак против правительственных учреждений в Болгарии, Нидерландах, Франции, ФРГ, Черногории. По словам М.Фэллона, «Россия постоянно проверяет Запад на прочность, одновременно подрывая основы национальной безопасности союзников Великобритании». И это говорит Министр обороны одной из ведущих стран мира! Создается впечатление и даже уверенность, что мифическая «российская угроза» волнует его куда больше, чем, скажем, международный терроризм. Это понятно: международный терроризм реально существует, с ним можно бороться или нет – это личный выбор каждого государства, но в любом случае отчитываться придется. Что касается российских, русских «кремлевских хакеров» – это гениальная история, потому что никто не знает где они и кто это, откуда совершаются атаки, но все знают как с ними бороться и сколько нужно на это дополнительно выделять денег.
Министр обороны Великобритании М.Фэллон, выступая в университете Шотландии, сказал, что с территории России и силами русских осуществляются кибератаки против правительственных учреждений, в т.ч. ФРГ. Одновременно с его заявлением в самой Германии выходит статья в «Зюддойче цайтунг», в которой написано, что в ФРГ спецслужбы почти год расследовали и выявляли факты, подтверждающие якобы организованную российскими властями дезинформационную кампанию против правительства страны. Со ссылкой на правительственные источники сообщается, что убедительных фактов подобного вмешательства со стороны России обнаружить не удалось. Как это может быть? Все это мы читаем и слышим от официальных лиц, людей которые еще недавно представляли свои правительства, государства. Что касается статьи в «Зюддойче цайтунг», хочется отметить, что нашим германским коллегам понадобился год (со ссылкой на источники в правительственных структурах) для того, чтобы понять, что никакого информационного вмешательства и кибервмешательства не было. Возникает вопрос, почему вдруг сейчас, несмотря на истерику во многих странах, выходит такая статья со ссылками на официальных представителей ФРГ. Не потому ли, что в Берлине начали понимать, что развитие темы «русских хакеров», российского информационного влияния может просто подорвать легитимность итогов их выборов?
Парадокс заключается в том, что есть убедительные факты о том, кто на самом деле занимается хакерством, атаками и прослушкой. В отношении ФРГ все понятно, кто кого слушал. Есть желание все приписать государству, которое реально в этом никаким образом не участвует. Информационная кампания налицо.

Из ответов на вопросы:
Вопрос: В последнее время отношения между Россией и Азербайджаном довольно активно развиваются. В целом их состояние можно оценить как положительное. Как Вы считаете, может ли экстрадиция А.В.Лапшина отразиться на этих отношениях?
Ответ: Мы все уже сказали. Вчера на сайте МИД России был размещен комментарий относительно экстрадиции А.В.Лапшина. Считаю, что этот, как и другие вопросы, которые возникают в двусторонних отношениях, вне зависимости от того, про какие страны мы говорим, должны решаться в рабочем порядке. Бывают более сложные, бывают менее сложные проблемы. Конечно, все, что связано с судьбой российских граждан, является для нас приоритетной темой. Но еще раз повторю, что мы исходим из того, что все должно решаться в рабочем порядке. Как было сказано в нашем пресс-релизе, мы будем заниматься судьбой российского гражданина и далее.
Вопрос: В январе Министр иностранных дел России С.В.Лавров встретился с Министром иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъяровым и Министром иностранных дел Армении Э.Г.Налбандяном и предложил им организовать «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности очередной раунд переговоров, как в двустороннем, так и в многостороннем формате с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Предварительное согласие на эту встречу стороны дали. Между тем, в последние три дня в Нагорном Карабахе очень обострилась ситуация. Будет ли российская сторона настаивать на ее проведении? Что можно обсуждать в такой ситуации?
Ответ: Мы не настаиваем на проведении встреч или консультаций. Мы их предлагаем и согласуем с соответствующими сторонами. Хотела бы повторить то, что я сказала в самом начале брифинга: график встреч Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Бонне и Мюнхене как раз сейчас прорабатывается. Поэтому я возьму паузу и проинформирую вас о нем чуть позже, на следующем брифинге точно.
Сейчас я могу сказать только то, что контакты со сторонами продолжатся. Я сообщу чуть позже, когда и где они состоятся, как только этот вопрос будет согласован.
Хотела бы обратиться к нашим зарубежным коллегам, которые еще до согласования со своими партнерами выносят в СМИ информацию о том, что такие встречи пройдут. В соответствии с дипломатической этикой, нормами и вообще по правилам приличия сначала стороны договариваются друг с другом, а потом уже оповещают прессу. У нас получается, что сначала нашими коллегами это выносится в прессу, а потом решают, что неплохо было бы договориться друг с другом о проведении каких-либо встреч. Поэтому мне кажется, что это будет на пользу вам и нам, чтобы сначала стороны договаривались о проведении встречи (это касается любых встреч), а потом, когда они будут согласованы, объявляли о них прессе. Повторю, что на следующей неделе, после того как график встреч Министра иностранных дел России С.В.Лаврова будет утвержден, мы вам о нем сообщим.       
Вопрос: Ожидается ли визит Министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу в Москву?
В последнее время мы опять наблюдаем активизацию НАТО в черноморском регионе. Как Вы можете ее прокомментировать?
Ответ: Что касается визита главы турецкого МИД в Москву, то у меня нет такой информации, по крайней мере, в графике Министра иностранных дел России С.В.Лаврова такой встречи не запланировано. Если будет какая-то информация, мы обязательно поделимся ею с вами. Я сказала уже о тех контактах, которые планируются провести с МИД Турции, в частности на уровне заместителей министров иностранных дел России и Турции.
Что касается активности НАТО, то, к сожалению, наши коллеги предпочитают заниматься виртуальными и вообще не существующими угрозами: виртуальными не в смысле наличия каких-то угроз в «виртуальном пространстве», а в смысле «оторванными от реальности».
Если НАТО полагает, что главная угроза для него исходит из черноморского региона, то мне кажется, это большое заблуждение. Все прекрасно знают, где сейчас развиваются основные драматические события, в частности, борьба с терроризмом, и придумывать новые несуществующие угрозы не имеет никакого смысла. Но объяснение этому найти можно, потому что бороться с придуманной угрозой легче, отчитываться перед собственным населением и требовать еще больше средств на эти цели, видимо, намного проще. Другое дело, что итоги такой «борьбы с ветряными мельницами» тоже, к сожалению, виртуальны: реальной угрозе никто не противостоит, в частности имею в виду наших западных коллег. Вы сами видите, как развивается борьба с международным терроризмом в регионе БВСА. Было очень много заявлений команды Б.Обамы, что они борются с международным терроризмом. Они все это бросили и ушли. Бросили на каком-то полуслове, бросили в неизвестность, испортив немало и  нанеся вред процессу политического урегулирования и вообще ситуации «на земле». Это если говорить о реальных угрозах и о том, как с ними борются.
Вопрос: Скоро в Москве состоится встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Швеции М.Вальстрем. Какие важные для России вопросы будут обсуждаться на этой встрече?
Ответ: Могу подтвердить, что такая встреча запланирована не на следующей неделе, но в ближайшее время. Переговоры пройдут в Москве. Мы вас официально уведомим о дате проведения чуть позже и опубликуем все материалы, которые касаются двусторонних отношений. Могу подтвердить, что такая встреча прорабатывается, но о ее конкретном наполнении скажем чуть позже, когда, согласно дипломатической практике, согласуем повестку с нашими шведскими коллегами.
Вопрос: Послом Казахстана в России недавно стал И.Тасмагамбетов. Какие ожидания с ним связывают? Что бы Вы могли о нем сказать? Ожидаются ли какие-то совместные мероприятия?
Ответ: Мне кажется, что ожидания с новым Послом должны быть связаны у Казахстана. Мы принимаем Посла, направленного дружественной нам страной, приветствуем его и, конечно, готовы продолжить работать с ним, исходя из того базиса, который заложен в двусторонние отношения руководством наших стран.
Что касается конкретных запланированных мероприятий то у нас совместно с Казахстаном проходят мероприятия в политической, гуманитарной, экономической сферах. Если у нового посла будет соответствующее желание, мы всегда открыты и готовы к проведению совместных мероприятий. По поводу конкретных пунктов графика Вам лучше обратиться в Посольство Казахстана в Москве.
Вопрос: Какова позиция России по поводу плана из пяти пунктов, который предложил ДНР, чтобы урегулировать ситуацию в Донбассе?
Ответ: У меня на данный момент нет на этот счет комментария. Я постараюсь уточнить. Еще раз хотела бы сказать, что оценкой ситуации в Донбассе, нашим видением того, как будет развиваться этот процесс, поделился с журналистами С.В.Лавров.
Вопрос: ООН призвала помочь двенадцати миллионам голодающих йеменцев и направить помощь на два млрд. долл. Как в этой ситуации Вы можете оценить операцию исламской военной коалиции в регионе? Какие еще шаги мирового сообщества могли бы помочь в ситуации гуманитарной катастрофы?
В недавнем интервью Посол Германии на Украине Э.Райхель заявил, что выборы в Донбассе могут состояться, невзирая на невыполнение обязательств российской стороной. Как можно это прокомментировать?
Ответ: Что касается Йемена, то, если не ошибаюсь, на позапрошлом брифинге я дала подробнейший комментарий относительно того, как мы оцениваем гуманитарную ситуацию в этой стране. Мы призываем и используем все возможные политические инструменты влияния на предотвращение скатывания к гуманитарной катастрофе в Йемене или еще большего ее усугубления. Можете посмотреть этот комментарий, он был очень полный.
Что касается институтов и механизмов ООН, которые занимаются этим направлением, то мы с ними взаимодействуем и оказываем соответствующую помощь по линии Организации. Конечно, регулярно даем оценку действиям соответствующих сил, которые ведут боевые действия на указанной территории. Говорим о том, что заявленные цели должны соотноситься с реальной картиной гуманитарной катастрофы, потому что количество страдающего населения просто беспрецедентно. Гуманитарный кризис, от которого страдает гражданское население, действительно катастрофичен. Конкретные цифры и факты мы публиковали пару недель назад, призываем Вас их посмотреть.
Ваш второй вопрос по Донбассу по поводу заявления посла ФРГ. Мы уважаем мнение наших коллег по «нормандскому формату», но у нас есть четкое понимание, что выборные процессы и непосредственно выборы на территории Украины, в Донбассе должны происходить не по воле отдельных коспонсоров и участников «нормандского формата», а этот процесс должен соотноситься с Минскими договоренностями и согласовываться конкретно в рамках Контактной группы. Этот вопрос должны решать представители Донбасса с представителями Киева. Соответствующие механизмы есть.
Отдельные советы не должны подменять собой имеющиеся институты и механизмы решения вопросов, в частности, касающихся выборов, и тем более не должны превращаться в какие-то команды, ценные указания или указания к действию сторон. Если есть возможность оказать конструктивное влияние на позицию той или иной стороны, которая привела бы к более эффективному выполнению Минских договоренностей, к прекращению кровопролития, это можно только приветствовать. Такая менторская вовлеченность издалека в происходящий на Украине процесс может, честно говоря, не быть полезной. Есть минский пакет договоренностей, есть соответствующие институты и форматы для содействия его реализации. Хотелось бы больше слышать советов не Донбассу как ему проводить или не проводить выборы, а Киеву, как ему налаживать связь со своими людьми, которых Киев считает гражданами Украины, в политическом, гуманитарном, экономическом и других измерениях.
Такие советы, на мой взгляд, действительно будут эффективными, потому что до сих пор, как вы видите, Киев делает все на официальном, политическом и других уровнях, что ведет, к сожалению, не к воссоединению людей, народов, а к их отдалению друг от друга. Ситуация с углем (вы, наверное, в курсе того, что там происходит) только еще больше это подчеркивает. Поэтому, еще раз говорю, при уважении мнения наших коллег, учитывая, что Вы попросили дать оценку этому высказыванию, я бы сказала, что советы должны быть конструктивными и не противоречащими тем договоренностям и механизмам, которые нацелены на выполнение Минских договоренностей, и побуждать, главным образом, Киев к взаимодействию с представителями Донбасса, а не к отказу от контакта с представителями этих регионов.
Вопрос: Министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил о возможном сотрудничестве с новой Администрацией США по Афганистану. В феврале в Москве запланировано проведение консультаций по Афганистану. Примут ли в нем участие представители США и западной коалиции?
Ответ: Хотела бы повторить, что ситуация не изменилась с прошлого брифинга, на котором были поставлены аналогичные вопросы. Для понимания того, каким образом взаимодействовать с американскими коллегами, нужно дождаться, когда у нас с ними начнется полноценный дипломатический контакт. Пока назначен Госсекретарь США. Проблема заключается в том, что, если можно так выразиться применительно к внешнеполитическому ведомству, «топ-менеджмент» – управленцы верхнего звена отсутствуют. Они не назначены. Те, кто есть, как я понимаю, еще входят в курс дела.
Все еще упирается в то, что концепция внешней политики, доктрина новой Администрации не опубликована. Не знаю, сформулирована она или нет, но в публичном пространстве или по дипломатическим каналам мы ничего не получали. Полагаю, что ситуация упирается именно в это: сначала должна быть выработана некая глобальная или наоборот регионально-направленная доктрина, внешнеполитическая концепция, взгляд новой Администрации США на свою внешнюю политику – либо по региону, либо в целом, должны начаться и пройти первые контакты по дипломатической линии. После этого мы сможем начать взаимодействовать, как это принято в соответствии с дипломатической практикой. Пока таких контактов не было.
Посольство России в Вашингтоне работает, но сталкивается с теми же самыми проблемами, потому что пока команда Госдепартамента не сформирована. Ждем наших американских коллег и будем с ними работать.
Что касается присутствия представителей США, вне зависимости от того, есть или нет команда Госдепартамента, этот вопрос следует адресовать американской стороне, а не нам. Безусловно, раз мероприятие будет проходить на нашей «площадке», мы вас также об этом проинформируем. Я сказала о тех аспектах, которые влияют на двусторонний диалог.
Вопрос: От новой Администрации США поступают крайне разнонаправленные импульсы. Есть ли конкретные шаги, которые вы от нее ждете? Существуют ли точки, по которым, исходя из действий Администрации, вы поймете, что они действительно настроены на конструктивное взаимодействие с Россией?
Ответ: Для взаимодействия нужно, чтобы кто-то осуществлял его «с той стороны». Могу повторить, что мы ждем формирования команды Госдепартамента и подходов Администрации Президента США по основным направлениям международных отношений. Затем должны состояться контакты на дипломатическом уровне, после чего мы будем готовы к полноформатному взаимодействию с американскими коллегами по представляющим взаимный интерес вопросам.
Вопрос: Вчера Посол Азербайджана в России П.Бюльбюль оглы подчеркнул, что отношения двух стран достигли высшей точки развития. Государства объединяет добрая воля, и Азербайджан дорожит отношениями с Россией. Как в свою очередь Россия видит сегодняшние отношения с Азербайджаном?
Ответ: Что касается слов Посла Азербайджана в России, который, на мой взгляд, не просто Посол, а человек, которого мы все любим, поскольку мы считали и продолжаем считать его «звездой» нашей страны, то мне сложно сказать, является ли точка развития наших отношений наивысшей или есть, куда еще стремиться.
Могу согласиться с позитивной оценкой развития двусторонних отношений, которую дал г-н П.Бюльбюль оглы, но нет предела совершенству.
Вопрос: Что Вы считаете лучшим подарком для работника дипломатической службы?
Ответ: Если фантазировать на эту тему, то лучшим подарком для российских дипломатов мог бы стать хотя бы один день, когда в мире наступил бы полный мир. Это был бы просто замечательный подарок, потому что на это и направлена наша работа. Если бы была возможность загадать желание, то я загадала бы это, если бы была возможность загадать желание без ограничения по времени, то я попросила бы мир навсегда.
В последнее время мы видели, как международное сообщество было практически на грани или срывалось в обрыв военных конфликтов. Мы видим, с какой легкостью они начинаются (сегодня, даже не утруждая себя в придумывании предлогов, развязываются войны, начинается агрессия), и через сколько жертв, трудностей и препятствий все мы должны пройти, чтобы хотя бы вернуться к исходной позиции, уже не говоря о том, чтобы достичь чего-то лучшего. Поэтому нужен мир, и чем дольше, тем было бы прекраснее. Мы все привыкли, что состояние мира – это данность, которая просто должна быть, поскольку кто-то нам обязан. На самом деле, мы все должны понять, что состояние мира нужно беречь. Усилия нужно направлять на сохранение мира. Очень важно именно осознавать, что никто ничего не дает нам просто так. Мы сами  должны беречь и делать все от нас зависящее, для того, чтобы сохранять состояние мира, а не считать, что это естественное состояние. Состояние мира – это рукотворная вещь, которая зависит от политиков, руководителей стран, самих людей, от СМИ.
Осознание рукотворности состояния мира – очень важный процесс. Поэтому, если что-то я хотела бы пожелать всем работникам дипломатической службы, то это мира.
Вопрос: В сообщениях ряда СМИ указывается, что Киев начинает стягивать еще больше вооружений на Юго-Восток Украины. Как это может сказаться на ближайших многосторонних переговорах?
Ответ: Что касается ситуации на Юге Украины. Вы отметили стягивание военной техники, принадлежащей или подконтрольной Киеву. Речь идет не только о Вооруженных силах Украины, но и о добровольческих батальонах и т.д. Конечно, это, в первую очередь, скажется не столько на переговорном процессе в международном формате, сколько на отношениях между Донбассом и Киевом. Ведь все международные усилия нацелены как раз на продвижение вперед главного ‒ диалога между Донбассом и Киевом. Международное сообщество в принципе может делать многое, может предпринимать различные усилия. Но суть вопроса в том, когда Киев и Донбасс начнут друг с другом разговаривать, взаимодействовать, делать что-то, чтобы так или иначе начать мирный политический процесс. Поэтому подобные действия со стороны, которая контролируется Киевом, полностью подрывают те процессы, о которых я упомянула.
К сожалению, в материалах СМИ, политологов, обозревателей и официальных лиц не только российских, но и зарубежных все чаще проходит мысль о том, что эта провокация специально устроена Киевом по многим причинам. Это и возможность как-то заявить о себе перед новой администрацией США, привлечь к себе внимание европейцев, чтобы тема Украины не ушла с первых полос и т.д. Это нездоровая тактика, если именно она лежит в основе  действий Киева. Прошло уже очень много времени для осознания ее тупиковости. Нужно искать новые подходы, а они кроются в тех же Минских договоренностях. Теперь им нужно придумывать все новые и новые отговорки, чтобы их не выполнять.
Очень часто в ходе встреч глав министерств иностранных дел стран-участниц «нормандского формата» мы слышали от украинской стороны оправдания, почему они не выполняют Минские договоренности. Здесь «киевская машина» работала безупречно: придумок, оправданий и причин, не имеющих никакой связи с реальностью, было очень много. Также представители Киева любят заниматься трактовкой Минских договоренностей. Например, что имелось в виду совсем иное, нежели было записано. Киев любит заявлять, что Минские договоренности были подписаны от неизбежности, что не было другого выхода, а после их подписания он не несет никакой ответственности за их исполнение, ибо только поставив представителей Киева в такое безвыходное положение, международное сообщество добилось подписи президента Украины под этим документом. Это все не просто от лукавого,  это адская психология – поиски оправданий и попытки привлечь внимание такими действиями. Мы говорили и будем говорить, что если представители Киева все-таки рассматривают людей, которые проживают в Донбассе в качестве граждан Украины, то и относиться к ним надо, как к гражданам Украины. Любые попытки нахождения оправданий невыполнению Минских договоренностей, нежеланию реализовывать взятые на себя обязательства как по Минским договоренностям, так и по собственному законодательству в отношении собственных граждан ведут к еще большему усугублению этого конфликта.
Вопрос: Как сейчас обстоит ситуация с нашими согражданами, попавшими в плен к сомалийским пиратам? Известно ли вообще в каком они сейчас состоянии?
Ответ: Что касается наших моряков, то вчера было опубликовано сообщение на сайте Министерства. Могу подтвердить, что наши дипломаты находятся в контакте с нигерийскими властями. На данный момент дополнений у меня нет, но как только они появятся, мы, безусловно, вас о них проинформируем. Как вы знаете, для нас тема судьбы российских граждан является приоритетной.
Вопрос: Российский Посол в Японии сказал сегодня, что на март запланированы российско-японские консультации на тему совместной экономической деятельности на спорных территориях. Вы не могли бы рассказать подробнее про эти консультации?  Какие ожидания у российской стороны от них?
Ответ: Я уточню это и мы предоставим вам дополнительную информацию.
Вопрос: В японских СМИ обсуждается тема, что Россия может передать Японии во временное пользование спорные территории, куда входят и Южные Курилы. Не могли бы Вы это прокомментировать?
Ответ: Я хочу сказать, что вопросами мирного договора и всеми аспектами, которые связаны с этой проблемой, занимаются эксперты двух сторон. Я не думаю, что этот вопрос, учитывая его особую чувствительность, в частности для Японии, следует обсуждать в СМИ даже чисто гипотетически. Есть эксперты, которые по поручению руководителей двух стран работают над этим. Мы более чем позитивно оцениваем работу, которая сейчас ведется. Конечно, полагаем чрезвычайно своевременным и правильным, чтобы работа экспертов была возобновлена. Она долгое время не велась не по нашей вине. Мы полагаем, что ее возобновление чрезвычайно конструктивно и надеемся, что она будет эффективной. Я дополнительно уточню по поводу этих консультаций и предоставлю вам информацию.
Вопрос: В последнее время Европейский суд по правам человека буквально пачками штампует решения против российских государственных органов и учреждений. Как Вы могли бы это прокомментировать?
Ответ: Очень жаль, что иногда мы видим политизированность в работе этого органа. Наличие подобных политизированных подходов к решению вопросов вызывает большое сожаление.
Вопрос: Когда стартует встреча в Астане, на каком уровне и что от нее ожидается в преддверии женевских переговоров?
Ответ: Мы планируем и исходим из того (и к этому есть соответствующие предпосылки), что сейчас идет подготовительный процесс, и встреча в Астане может состояться 15-16 февраля. Пока у меня есть только такая информация.
Мы не рассматриваем астанинский процесс в качестве вырванного из контекста политического урегулирования в Сирии. Это часть общих усилий, направленных на урегулирование кризисных ситуаций на политическом направлении. Безусловно, взаимосвязь астанинского и женевского процессов имеет большое значение.
Вопрос: Международная правозащитная организация «Эмнисти Интернешнл» сообщила о тысяче казненных в тюрьме под Дамаском. Будет ли Россия пытаться оказывать какое-то влияние на сирийское руководство для расследования этих внесудебных пыток и казней?
Ответ: Мы видели этот доклад и материалы. Вызывает сожаление появление в нынешний столь ответственный с точки зрения перспектив урегулирования в Сирии момент доклада «Эмнисти Интернешнл» о якобы имевших место массовых казнях противников режима Б.Асада в сирийской военной тюрьме «Седнайя». По существу, мы сталкиваемся с еще одной целенаправленной провокацией, цель которой «подлить масла в огонь» затухающего внутрисирийского конфликта, по-новой начать нагнетать чуть утихшие страсти, а также заставить сирийцев сильнее ненавидеть друг друга. Авторов этого вброса, не соответствующего действительности материала (вряд ли его можно назвать документом) или, если говорить другими, модными сегодня словами, «фейка», не смущает даже собственное признание в том, что астрономические цифры жертв, приводимые ими, являются результатом неких арифметических расчетов, произведенных на основе «свидетельств» неназванных лиц. По нашему мнению, руководство уважаемой правозащитной организации может и должно более взыскательно и ответственно подходить к подобным крайне опасным фантазиям своего ливанского отделения.
Вопрос: В январе в Санкт-Петербурге был задержан нелегальный мигрант из КНДР. По решению одного из российских судов он подлежит депортации. Правозащитники обратились по этому делу в ЕСПЧ, поскольку в случае депортации для него существует угроза смертной казни. ЕСПЧ принял решение о запрете на его депортацию из России до того момента, пока его дело не будет рассмотрено в ЕСПЧ по существу. Готова ли Россия подчиниться этому решению, или этот человек все-таки будет выслан?
Ответ: Я уточню информацию на этот счет и буду готова ответить.
Вопрос: Одной из впечатляющих тем в Вашем обширном брифинге была тема хакеров и кибератак. Дело действительно принимает серьезный оборот. Несмотря на то, что в США закончились выборы, и все должно пойти на спад, происходит ровно наоборот. Складывается впечатление, что проблема приобретает характер эпидемии, если судить по примерам Канады, Норвегии и других стран. В этой связи хотелось бы знать, не могла бы Москва выступить с предложением к нашим зарубежным партнерам поговорить на эту тему, выложив «карты на стол»? Почему бы не устроить конференцию или совещание на каком-нибудь уровне и не обсудить этот вопрос? Ведь это они подали эту тему и создали эту проблему.
Ответ: Чувствуется, что Вы к нам нечасто захаживаете. Я весь год рассказываю про то, как мы просим предоставить нам информацию по дипломатическим каналам, по каналам спецслужб. Мы предлагаем обсудить этот вопрос на международной площадке, если по какой-то причине нет желания разговаривать с нами на двусторонней основе. Вы думаете, что кто-нибудь нам что-нибудь представил?
Вы знаете, какое количество раз Министр иностранных дел России С.В.Лавров просил своего коллегу, Государственного секретаря США Дж.Керри, прояснить, что конкретно имеет в виду американская сторона, говоря о русских хакерах? Вы даже себе не представляете. А посчитать, в принципе, несложно. Сколько раз они встречались лично и проводили переговоры, практически столько же раз мы спрашивали американскую сторону, что имеется в виду под всеми этими заявлениями. Ведь имеются в виду не просто утечки в СМИ. Были озвучены заявления официальных лиц, в частности, администрации США. Кроме того, мы просили, чтобы они представили нам данные по любым каналам. Мы также предлагали США начать взаимодействовать в любом формате. Ответ всегда сводился к тому, что американская сторона не в курсе, что они уточнят и вернутся к  этому вопросу чуть позже. Все, больше ничего не было. Поэтому мы и говорим, что вопрос заключается не в конкретике, не в желании обеспечить собственную кибербезопасность или защититься от возможных существующих угроз. Все это не имеет к этим вопросам никакого отношения. Им вообще не интересны ни факты, ни данные, ни цифры. Им интересно только одно – иметь информационный повод каждый раз объяснять то, что происходит на территории их страны.
К сожалению, ряд стран на севере Европы на протяжении многих десятилетий использовал фактор российских подводных лодок, которые якобы всплывали в центре их столиц чуть ли не каждый месяц. Я приводила этот пример даже в ходе брифингов. Занимаясь архивами брифингов двадцати-тридцатилетней давности, мы случайно обнаружили, что тема с российскими подводными лодками, которые всплывали чуть ли не ванных комнатах в ряде североевропейских столиц, была и раньше. Фокус очень простой. Источник в том или ином ведомстве (как правило, это ведомство, связанное с национальной безопасностью страны) заявляет той или иной газете, что в очередной раз российская подводная лодка всплыла где-то на территории их страны. Вы можете себе представить, как эта тема будто бомба «взрывает» информационное пространство подобно истории с Лох-Несским чудовищем. Используются фотографии, картинки, шаржи – все что угодно, лишь бы только начать развивать эту тему. Проходит месяц, другой, третий и в газете, которая опубликовала соответствующую информацию первой, где-то на одной из последних полос публикуется буквально одна строчка о том, что по результатам расследования оказалось, что в некоем водоеме находилась на тот момент не советская/российская подводная лодка, а, например, останки старого судна или какие-то иные обломки. Это уже никому не интересно, эта тема никаким образом дальше, естественно, не развивается. Это повторяется два, три, четыре, пять раз в год.
То же самое придумали с хакерами. Эта история еще более удобная, потому что не нужны даже фотографии. В истории с подводной лодкой аудитории нужно предъявить хотя бы что-то. В истории с хакерами не надо предъявлять ничего. Можно просто взять фотографию компьютера, скриншот из фильма «Матрица», положить для красоты компьютерную мышку и с этими «фотографиями» «разгонять» материалы про что угодно. Еще обязательно сделать эти коллажи на фоне Кремля. Сюжет готов. В этом и есть суть всего.
Мы возвращаемся к этим темам именно потому, что за ними вообще не стоит никакой фактуры. Можно было бы понять их логику, если, допустим, они на нас обиделись бы, как бы нас «изолировали» и не захотели с нами разговаривать. Но тогда хоть бы для внутреннего потребления публиковали данные, проводили исследования, приходили к каким-нибудь выводам. Вместо этого раз в полгода-год мы видим, что то тут, то там появляются подобные вбросы.
Недавно немецкая пресса написала, что по итогам проверки выяснилось, что не было никаких атак, или атаки были, но откуда они производились, идентифицировать невозможно и т.д. Самое главное, что в момент, когда общественное мнение нужно «разогреть» и направить его в то или иное русло, все время прибегают к этой абсолютно надуманной теме.
У нас с США была Президентская комиссия, в которой работали разные подгруппы, эксперты занимались в т.ч. вопросами кибербезопасности. Мы готовы к сотрудничеству. Буквально на днях очень большой эффект произвело заявление представителя Государственного департамента США относительно того, что они готовы обсудить с Россией вопросы сотрудничества и взаимодействия по тематике кибербезопасности. Это было воспринято как что-то из ряда вон выходящее. У нас есть эксперты, есть Посол по особым поручением, так же являющийся  Специальным представителем Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности. Он очень активно излагает подходы Российской Федерации, вносит предложения на соответствующих площадках международных организаций, принимает участие в выработке соответствующих международных документов по международной информационной безопасности. Все знают его, он знает всех. Но из наших западных коллег это никому в принципе не интересно.
Проблема заключается не только в том, что в информационной среде постоянно подрывается образ России, не только в том, что наша страна предстает агрессивным государством, но и в другом. Действительно, есть угроза со стороны части Интернет-сообщества, проводящего интересы, в частности, террористических организаций. Все это знают. То, что ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида» и другие организации вербуют своих сторонников через Интернет, проводят акции, мотивируют на совершение террористических актов, общепризнанный факт. Это огромная проблема. Этой проблеме никто в принципе не уделяет внимания. Все сфокусировано на некой истории, связанной с «русскими», «российскими», «кремлевскими» хакерами. Опасность в том, что реальную угрозу, заключенную в киберсреде, предпочитают не замечать, хотя она есть и она огромна. Вопросы суицидов, тема которых распространяется через социальные сети, – часть логики террористических организаций, заключающейся в обработке людей, готовых ради некой великой идеи совершать все, что угодно ‒ от самоубийств до террористических актов. Это очень опасные тенденции. Помимо всего происходит распространение идей терроризма, «упакованных» в очень привлекательные «обертки». Сегодня зло (а международный терроризм – это зло) очень красиво «упаковывается». Оно практически не отделено от современных технологий и возможностей Интернета. Человек не осознает, что он уже пойман террористическими организациями на «кибер-удочки». Только в процессе выяснения становится очевидным, что сайты, которые этот человек посещает, аккаунты, на которые он подписан, пробуждают в нем соответствующую идеологию. Мы фиксируем это и очень много говорим о том, что современные террористические организации – это совершенно не тот терроризм, который был 20-30 лет назад. У нового терроризма есть разные стороны. Часть из них очень привлекательно «упакована».
Вопрос: Получила ли какое-то развитие история с агентством «Рейтер», которое жаловалось, что ему не дают работать, притесняют?
Ответ: Мы направили им письмо, ждем ответа, обязательно поинтересуемся. Вопрос в том, что они не привыкли извиняться. Посмотрите, какое идет количество хамства, неприкрытой агрессии в информационном пространстве от людей, которые полагают себя журналистами, какое количество материалов, которые опубликовывало агентство, не соответствовало действительности. Не нести ответственности за свои слова стало нормой. К сожалению, это факт. Мы написали письмо, будем работать на этом направлении.
Вопрос: Прорабатывается ли возможность встречи в ближайшее время, возможно, в Бонне или Мюнхене Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Госсекретарем США Р.Тиллерсоном?
Ответ: Такая возможность прорабатывается.
Вопрос: В Бонне или Мюнхене?
Ответ: Когда будет какая-то фактура и конкретные данные я с вами поделюсь. Думаю, что накануне вылета российской делегации в Бонн и Мюнхен, у нас будет с вами еще один брифинг, на котором я поделюсь с вами графиком двусторонних и многосторонних встреч Министра иностранных дел России С.В.Лаврова.
Вопрос: В стране, с которой у России прекрасные отношения, которые дошли до своего пика и продолжают тяготеть к совершенству, остаются не на свободе, по крайней мере, два ни в чем не повинных гражданина России. М.Уелданов томится в бакинской тюрьме с июля 2016 года. Единственное обвинение, которое ему предъявляется, это его армянские корни. А также А.Лапшин, которого демонстративно доставили в Баку и против которого применяются пытки, после его экстрадиции в Азербайджан «вычистили» его аккаунт в соцсетях. Что конкретно предпринимается российской стороной для участия в судьбе этих людей? Была информация, что российские консульские сотрудники в Баку пытались связаться с А.Лапшиным. Состоялась ли встреча или нет?
Ответ: Отрадно, что СМИ Армении так озабочены российско-азербайджанскими отношениями.
Что касается сути вопроса, то могу сказать, что мы информируем СМИ и родственников относительно того, что предпринимается по защите тех российских граждан, о которых вы сказали. С М.Уелдановым были встречи представителей консульского отдела Посольства Российской Федерации. Делом занимается наше Посольство. Хотела бы подчеркнуть, что ситуация с А.Лапшиным в принципе иная. Но если говорить о наличии у него российского гражданства, то нужно уточнить, что у него есть гражданства и других стран. Поэтому мы находимся в контакте как с его законными представителями, так и с представителями, в частности, Израиля, которые тоже представляли его интересы по его просьбе для разрешения той ситуации, в которую он попал. Тема находится на контроле российской стороны.
Большое спасибо Вам как представителю Армении за интерес к подобной теме, за то, что вы нам напоминаете о судьбе российских граждан.