Пресс-релиз № 11

Печать

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 3 февраля 2017 года
О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес
6 февраля в Москве состоятся переговоры главы российского внешнеполитического ведомства С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Боливарианской Республики Венесуэла Д.Родригес, которая прибудет в Российскую Федерацию с рабочим визитом.
Министр иностранных дел России С.В.Лавров и Министр иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес рассмотрят актуальные вопросы двусторонней повестки дня с учетом итогов недавнего заседания Межправительственной российско-венесуэльской комиссии высокого уровня. Предполагается уделить внимание перспективным совместным проектам в сферах энергетики, сельского хозяйства и промышленности.
Министры обсудят российско-венесуэльское взаимодействие и шаги по дальнейшей координации подходов в ООН и на других международных площадках. Состоится обстоятельный обмен мнениями по ситуации в различных регионах мира и глобальной повестке дня.
О визите в Российскую Федерацию специального представителя и координатора ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми М.Джарбусыновой
С 6 по 11 февраля в Российской Федерации с официальным визитом будет находиться специальный представитель и координатор ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми М.Джарбусынова. Это будет ее первый визит в нашу страну с момента вступления в должность.
Программа пребывания спецпредставителя в России включает встречи в федеральных органах власти в Москве, а также поездку в Республику Татарстан, в частности, в Казань.
Запланированы беседы с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, Минтруда России, Общественной палаты Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в России, а также с региональными властями Республики Татарстан и ряд других встреч.
В повестке дня – широкий круг вопросов международного сотрудничества, связанных с противодействием торговле людьми и защитой жертв этого вида преступности.
О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Афганистана С.Раббани
7 февраля в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его афганским коллегой Министром иностранных дел Афганистана С.Раббани, который будет находиться в Москве с рабочим визитом.
В ходе беседы предполагается обсудить ситуацию в сфере безопасности в Афганистане, а также перспективы процесса национального примирения в этой стране.
Планируется обмен мнениями по широкому спектру вопросов двустороннего сотрудничества, которые касаются в том числе дальнейшего содействия России Афганистану в противостоянии и противодействии террористической и наркотической угрозам, взаимодействия в военно-технической, экономической и гуманитарной сферах.
О возможной встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Государственным секретарем США Р.Тиллерсоном
Учитывая, что вчера состоялось назначение Госсекретаря США Р.Тиллерсона, нас попросили прокомментировать возможность встреч глав внешнеполитических ведомств России и США. Хотела бы проинформировать вас о том, что есть на сегодняшний момент.
Министр иностранных дел России С.В.Лавров направил своему новому американскому коллеге Р.Тиллерсону поздравительную телеграмму в связи с его назначением. В телеграмме, в частности, говорится о том, что «российско-американские отношения продолжают играть особую роль в современном мире, оставаясь ключевым фактором обеспечения стратегической стабильности и безопасности. Рассчитываю на конструктивный диалог с вами по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня. Убежден, что, работая на основе принципов равноправия и баланса интересов, наши страны способны возобновить прагматичное сотрудничество в различных областях, внести весомый совместный вклад в решение острых, глобальных и региональных проблем».
Хотела бы уточнить, что пока графика контактов нет. Если у нас появятся соответствующие данные, мы, безусловно, вас с ними ознакомим. Были вопросы относительно возможности контактов министров двух стран «на полях» различных международных мероприятий, которые планируются в феврале. Мы не можем их исключать. Как только у нас появится конкретная информация на этот счет, мы обязательно ей с вами поделимся.
О Дне дипломатического работника
10 февраля российская внешнеполитическая служба отметит День дипломатического работника (учрежден Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2002 г. № 1279). Эта праздничная дата объединяет сотрудников Центрального аппарата Министерства иностранных дел, загранучреждений и представительств в субъектах Российской Федерации. Российские дипломаты ежедневно решают вопросы, связанные с обеспечением интересов нашей страны и ее граждан на международной арене, поиском развязок конфликтов и кризисных ситуаций, и ответов на глобальные вызовы современности.
Профессиональный праздник российские дипломаты встречают на рабочем месте, подводя промежуточные итоги своей деятельности и анализируя поставленные перед ними руководством задачи. Международные отношения не становятся проще, к сожалению, а глобальные вызовы – менее острыми. На переломном этапе мирового развития усиливается конкуренция во всех областях. Очаги конфликтов сливаются в масштабные зоны нестабильности. Нарастает разрыв между уровнями благосостояния различных стран и регионов, углубляются культурно-цивилизационные противоречия.
Вопреки всем сложностям позиции нашей страны на мировой арене укрепляются. Россия эффективно участвует в формировании глобальной повестки дня, утверждается в статусе одного из ключевых гарантов стабильности и безопасности современного мира. Все больше сторонников находит российская принципиальная линия в пользу верховенства права, справедливости и коллективных подходов к решению актуальных международных проблем.
Министерство иностранных дел всецело способствует реализации независимого внешнеполитического курса нашей страны в полном соответствии с ее историческими традициями, культурной и цивилизационной ролью. Интенсивность работы всех учреждений системы МИД возрастает. Российская дипломатия становится все более открытой в информационном и инновационном планах, постоянно совершенствуется модель деятельности внешнеполитической службы.
Наш профессиональный праздник – это и символ преемственности эпох в истории отечественной внешнеполитической службы, неразрывной связи поколений. По традиции состоится возложение цветов к расположенным в фойе МИД мемориальным доскам, установленным в память о наших коллегах и товарищах – дипломатах и дипкурьерах, которые отдали жизнь на полях сражений Великой Отечественной войны, стали жертвами репрессий, погибли при исполнении служебных обязанностей. К сожалению, этот скорбный список в 2016 г. пополнило имя Посла России в Турции А.Г.Карлова, убитого в результате подлого акта террора. Венки будут возложены и к могилам видных российских дипломатов, которые похоронены в России и за ее пределами.
Торжественные мероприятия по случаю Дня дипломатического работника пройдут в российских загранучреждениях.
Состоится традиционное собрание на Смоленской площади.
Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в презентации очередного XXVI тома серийного издания МИД «Документы внешней политики СССР»
8 февраля в рамках подготовки и празднования Дня дипломатического работника Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в презентации очередного XXVI тома серийного издания Министерства иностранных дел «Документы внешней политики СССР» за 1943 год.
Настоящий том содержит документы, отражающие коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны, который был обеспечен, в первую очередь, военно-стратегическими успехами Красной Армии. Публикуемые документы показывают деятельность советской дипломатии, нацеленную на укрепление антигитлеровской коалиции и расширение военно-политического сотрудничества с союзниками.
На презентацию приглашены представители дипломатического корпуса, Российского исторического и Военно-исторического обществ, Росархива, федеральных архивов и академических институтов, представители общественности и средств массовой информации, ветераны Министерства иностранных дел.
Мы будем приглашать вас на все мероприятия, которые будут открыты для прессы в рамках подготовки и проведения Дня дипломатического работника.
К ситуации в Донбассе
В ночь на 3 февраля Донецк подвергся массированному ракетному обстрелу со стороны Вооруженных сил Украины. По жилым кварталам нанесены десятки ударов из тяжелых крупнокалиберных вооружений, включая ракетные системы залпового огня «Ураган» и «Град». Несколько мирных жителей погибли, есть раненые. Хочу обратить ваше внимание на то, что среди раненых есть дети. Имеются, конечно, и разрушения. Этому варварскому налету нет никакого оправдания. Своими действиями Киев грубо нарушил не только Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны», но и в принципе все нормы морали. Бомбить спящий город, уничтожать ни в чем не повинных людей могут лишь вандалы. У нас нет другого определения тем людям, которые совершили эту ночную вылазку.
Для того, чтобы понять весь ужас, который пережили минувшей ночью жители этого региона достаточно посмотреть утренние выпуски новостей.  Только не украинские СМИ – там присутствует четкая связь с официальным Киевом и используются пропагандистские приемы как оружие и один из способов ведения вооруженной борьбы против мирных граждан. Киев доказывает единство своей страны и своего народа, нанося удары из тяжелой артиллерии по спящим населенным пунктам, по мирному населению.
Сегодня в Киеве не только не выразили озабоченности новым витком обострения кризиса, его гуманитарными последствиями, не берут на себя никакой ответственности за происходящее, но совершенно без какого-либо зазрения совести бравируют действиями собственных вооруженных сил в Донбассе, используя для этого даже трибуну СБ ООН, где Украина председательствует с 1 февраля. Хотела обратить также ваше внимание, что постоянный представитель Украины при ООН В.Ельченко заявил, что события вокруг Авдеевки продемонстрировали силу и возможности ВСУ. Возможности бомбить мирных граждан, которые спят, детей? Не надо больше демонстрировать эти возможности, о них и так все уже знают. Проявите свои возможности налаживания хоть какого-то контакта с людьми, которых вы по-прежнему называете своими гражданами. Все это происходит на фоне постоянных обвинений со стороны Киева в адрес ДНР и ЛНР. Исходя из заявления своего постоянного представителя при ООН В.Ельченко, Киев открыто говорит об успехах своих вооруженных сил. Фактически это признание того, кто именно стоит за новым витком напряженности в Донбассе, кто нарушает Минские соглашения. Это уже не нарушения — это издевательство над Минскими договоренностями, «Комплексом мер» и т.д. Хочу еще раз объяснить, что используемые Киевом вооружения полностью запрещены упомянутыми документами и договоренностями.
На этой неделе мы уже выражали озабоченность в связи с резким обострением ситуации в Донбассе. По этому поводу было сделано заявление МИД России от 31 января, даны комментарии российского руководства.
Хочу напомнить, что эскалация конфликта произошла на линии соприкосновения севернее Донецка, а также в районе Мариуполя. Имели место очередные попытки Вооруженных сил Украины прорвать линию соприкосновения и захватить т.н. «серые зоны» и другие территории в Донбассе. Эти попытки были отражены силами ополчения.
То, что инициатором обострения ситуации стали Вооруженные силы Украины, помимо того, что это зафиксировано СМИ и об этом практически открыто заявил постпред Украины при ООН В.Ельченко,  было засвидетельствовано Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ на Украине. Ее видеокамеры зарегистрировали, что первые массированные обстрелы начались с северо-западного и западного направлений, т.е. с позиций украинских силовиков. Причем огонь велся из танков, артиллерийских систем, а также систем залпового огня. Все эти виды вооружений, подчеркиваю, запрещены минским «Комплексом мер». В отчете Миссии от 1 февраля сказано, что общее число зафиксированных накануне взрывов стало рекордным за всю историю ее работы. Взрывов было более 10 тыс., в том числе более 9 тыс. в районе Авдеевки и Ясиноватой севернее Донецка.
Миссия ОБСЕ зафиксировала жертвы среди мирного населения в пригородах Донецка. Сами наблюдатели ОБСЕ также подвергались опасности в ходе этих событий.
Мы призываем Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ осуществлять объективное и беспристрастное наблюдение за ситуацией в Донбассе и других регионах Украины в соответствии с ее мандатом. Наблюдения, которые осуществляет Специальная мониторинговая миссия, — не искусство ради искусства, не работа ради работы. У этих материалов должен быть конкретный выход. На основе предоставляемой информации нужно действовать всему мировому сообществу. Сколько можно доказывать очевидное? Сколько можно объяснять то, что мы пытаемся объяснить столько лет? Хватит убивать собственных граждан. Мы обращаемся к Киеву и всему мировому сообществу: вы так озабочены судьбой мирных граждан где угодно, в тех регионах, которые не связаны с Европой, разделены морями, километрами, что не видите того, что творится в самой Европе. Уже два года европейцы убивают европейцев, и все это делается с одобрения самих же европейцев. Это позор современной Европы. Как вы можете этого не понимать? Вы столько лет патронировали Украину, вы несете за нее прямую ответственность. Где вы все? Куда вы попрятались? Благодаря кадрам «Би-Би-Си» (хочу отдать им должное), мы видим умопомрачительную картину, когда танки и тяжелое вооружение располагаются среди гражданских объектов. Вы посмотрите, чем завершаются эти кадры: стоят представители Вооруженных сил Украины, смеются, что-то обсуждают, видимо то, как они готовятся к ночным бомбежкам. Последние кадры этого видео – это вообще за гранью добра и зла: их представитель стоит, склонившись над представителем ОБСЕ и что-то рассказывает. Что там рассказывать, все видно – танки прячутся за мирным гражданским населением. Вы же потом сами будете говорить о том, что гибнут граждане Украины, которые находятся по «ту сторону». Что же вы делаете? Вы что этого не видите? Но это как будто никто не видит, и повторяют, что Россия нарушает Минские договоренности. У вас вообще есть совесть? Детей Донбасса для европейцев не существует? Сколько мы слышали от европейцев относительно ситуации в Сирии и Алеппо. Донбасс поближе к вам. Вы их вообще не видите? Или это не те дети? Обычно у вас вызывают сожаление другие дети? Весь мир следил за аккаунтом девочки из Алеппо. Да, дети Донбасса не ведут аккаунты, потому что они не занимаются пропагандой, они просто живут и страдают, в то время, когда Европа не находит в себе сил посмотреть, что происходит на ее территории. Ведь вы столько раз говорили, что Украина – это Европа, что Украина так близка к европейскому сообществу. Не отказывайтесь от тех, кого вы так долго приручали.
Об обстреле журналистов в Донецке
Глубоко обеспокоены ситуацией с безопасностью журналистов в этом регионе.
31 января под обстрел артиллерии Вооруженных сил Украины в Киевском районе Донецка попали съемочная группа «НТВ», стрингер видеоагенства «RT» В.Мирошников, оператор «Lifenews» П.Чуприна, а также корреспондент «Донецкого агентства новостей». Думаю, что это неполный список. Двое журналистов получили ранения. В Следственном комитете России в настоящий момент устанавливаются обстоятельства произошедшего в рамках расследования уголовного дела о запрещенных методах ведения войны.
Мы расцениваем этот инцидент как грубое нарушение норм и стандартов международного гуманитарного права. Хочу отметить, что именно наши западные коллеги все время выводят журналистов в отдельную категорию, говоря о необходимости предоставить им больше прав, снабдить правовым инструментарием для защиты собственной безопасности. Никто опять не заметил, что обстреляли журналистов? А вы знаете, что самое циничное? Самое циничное это то, что в Киеве как раз проходит тематическая конференция с участием представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Мне просто интересно, неужели опять никто не заметит, как российские и другие СМИ были обстреляны? Повторю, что мы расцениваем этот инцидент как грубое нарушение норм и стандартов международного гуманитарного права, в соответствии с которым работники СМИ в зоне вооруженного конфликта рассматриваются как гражданские лица и наделяются высшей степенью правовой защиты.
В очередной раз с сожалением вынуждены констатировать отсутствие реакции на факт невыполнения обязательств по обеспечению безопасности журналистов со стороны специализированных межгосударственных организаций. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Д.Миятович не сочла нужным публично выступить с осуждением инцидента. Я не говорю  о других представителях различных международных организаций, которые опять же в случае с другими конфликтами всегда «на страже». На Интернет-платформе Совета Европы по защите журналистики и безопасности журналистов данные об обстреле также опубликованы не были. Видимо, до сих пор ищут русских хакеров.
Мы убеждены, что такие вопиющие нарушения прав работников СМИ, особенно в зонах вооруженных конфликтов, не должны замалчиваться профильными международными структурами. Еще раз повторю, что сегодня мы ждем объективной оценки произошедшего на площадке конференции, которая организована по страшному стечению обстоятельств в Киеве под эгидой ОБСЕ.
О развитии ситуации в Сирии
В Сирии продолжает действовать установленный 30 декабря 2016 г. при посредничестве России и Турции режим прекращения боевых действий (РПБД). Имеются отдельные случаи его нарушения. Однако они носят несистемный характер и являются скорее исключением, нежели правилом.
Повторяем, что режим не распространяется на ИГИЛ, «Джабхат Фатх Аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра») и другие террористические группировки, против которых боевые действия продолжаются.
28 января сирийские правительственные войска вернули контроль над единственным источником питьевой воды Айн Аль-Фиджи под Дамаском. 29 января армейское командование объявило о завершении операции в районе Вади Барада, включая Айн Аль-Фиджи. По имеющейся информации, с находившимися там боевиками в результате переговоров достигнуто соглашение о «замирении». Пожелавшие сложить оружие воспользуются объявленной амнистией, а т.н. «непримиримые» вместе с семьями эвакуируются в Идлиб. Военные инженеры начали работы по разминированию водовода и прилегающих к нему территорий. Ремонтные бригады засвидетельствовали разрушение порядка 85% инфраструктуры водонасосной станции Айн Аль-Фиджи и сопутствующего оборудования и силовых агрегатов. Ожидается, что поставки пресной воды в Дамаск в полном объеме будут возобновлены в течение ближайших дней.
Вооруженные силы Сирии и отряды народного ополчения продолжают освобождать от ИГИЛ населенные пункты. На днях террористы были выбиты из восьми населенных пунктов: Биджан, Тель-Биджания, Сарда, Эль-Клеа, Хирбет Ат-Туба, Ксир в провинции Алеппо и Мурхатан, Тудмория в провинции Хомс. По оценке Министерства обороны России, всего с 1 января сирийскими правительственными войсками освобождены 29 населенных пунктов. По данным Центра по примирению, в общей сложности с 1 января освобождено 913,1 квадратных километра сирийской земли.
После Международной встречи по Сирии в Астане в рядах антиправительственных незаконных вооруженных формирований (НВФ) произошел раскол. Террористы из «Джабхат Фатх Аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра») предприняли массированные атаки на отряды вооруженной оппозиции, которые направили своих представителей на форум в казахстанской столице. В этой ситуации часть т.н. «умеренных» запросила покровительства у «Ахрар Аш-Шам», как наиболее сильной группировки, претендующей на нейтралитет в конфликте «Нусры» с «астанинцами».
Между тем банды, чьи главари оказались ориентированы на продолжение вооруженной борьбы с правительством, начали активно присягать на верность «Джабхат Фатх Аш-Шам». Для объединения своих сторонников нусровцы создали новую структуру «Объединение освобождение Леванта», боевики которой вступили в боестолкновения и с «Ахрар Аш-Шам», пытаясь вытеснить ахраровцев из районов, находящихся в непосредственной близости от сирийско-турецкой границы. Еще недавно считавшиеся и заявлявшие о себе, как о товарищах по оружию, сегодня стали соперниками, которые отчаянно борются за источники и каналы подпитки вооружениями и другими ресурсами.
Напряженной остается ситуация вокруг окруженного игиловцами города Дейр-эз-Зор. Террористы предпринимают дерзкие атаки на отрезанный от города военный аэродром. Вооруженные силы Сирии перебрасывают в Дейр-эз-Зор подкрепления по воздушному мосту. ВКС России и ВВС Сирии наносят массированные ракетно-бомбовые удары по позициям боевиков ИГИЛ.
Обратили внимание на высказывания представителей групп политической и вооруженной сирийской оппозиции, в которых они стараются предвосхитить результаты межсирийских переговоров в Женеве под эгидой ООН, возобновление которых, как вам известно, запланировано на 20 февраля. Вновь в ультимативной форме звучат предварительные условия, которыми деятели от оппозиции обуславливают свой приезд в Женеву. Отдельного упоминания заслуживает пассаж с требованиями к спецпосланнику ООН по Сирии С. де Мистуре извиниться за свое заявление, в котором он выразил готовность самому сформировать оппозиционную делегацию в том случае, если до 8 февраля этого не сделают оппозиционеры. Со своей стороны, полностью поддерживаем решительный настрой С. де Мистуры на скорейшее возобновление межсирийских контактов в Женеве. Считаем недопустимыми попытки их затягивания или отсрочки.
О гуманитарной ситуации в Йемене
Гуманитарная ситуация в Йемене остается крайне тяжелой, если не сказать катастрофической, что в нынешних условиях отражало бы реалии «на земле» более точно. В результате боевых действий между йеменскими сторонами при непосредственном участии ведомой Саудовской Аравией коалиции с марта 2015 г. погибли, по самым скромным оценкам, не менее 7,5 тыс. человек и свыше 40 тыс. получили ранения. В гуманитарной помощи нуждается более 80% населения страны – около 19 миллионов человек. Два миллиона йеменцев стали внутренне перемещенными лицами, и это не считая многих десятков тысяч беженцев.
Наблюдается массовый голод. Недоедает 97% детей. По свидетельствам сотрудников гуманитарных агентств ООН, все более распространены случаи (и это начало XXI в.!), когда в многодетных семьях родители, не имея возможности прокормить все потомство, вынуждены буквально выбирать одного ребенка, обрекая остальных на голодную смерть.
Огромный урон в результате воздушных бомбардировок понесла гражданская инфраструктура Йемена. Разрушены школы, больницы, транспортные объекты. Из-за продолжающейся незаконной воздушной блокады и препятствий, произвольно чинимых морским перевозкам, в страну невозможно завезти ни продовольствие, ни топливо. Парализована работа порта Ходейда – главных морских ворот Йемена. Не может работать основная воздушная гавань – аэропорт Саны. Ощущается острая нехватка медикаментов, из-за чего многие йеменцы умирают из-за вполне излечимых сегодня болезней.
В данном контексте обращает на себя внимание, а скорее – вызывает крайнее возмущение и негодование отсутствие адекватной реакции и внимания к не имеющей аналогов трагедии Йемена со стороны международного гуманитарного и правозащитного сообщества, особенно с учетом истерики, которая была устроена по ситуации в Сирии. В принципе, к сожалению, для современного западного мейнстрима это ситуация становится нормальной. Видеть там, где выгодно и где необходимо прикрыть собственные усилия, столько лет направляемые на подрыв безопасности, стабильности, и не видеть таких же или еще более страдающих людей, а в данном случае намного более страдающих людей, где нет в этом заинтересованности. Вот такое гуманитарное право. Мы убеждены, что в таких ситуациях неуместна отработка «политической повестки» и неприемлемы двойные стандарты. Это не двойные стандарты. Не видеть эти цифры, когда речь идет о миллионах, невозможно.
Со своей стороны, продолжим внимательно отслеживать положение в Йемене и всячески содействовать работе международных и, в первую очередь ооновских гуманитарных агентств в этой стране. Нельзя допустить, чтобы трагедия Йемена стала «забытой» на фоне других конфликтов, которые лихорадят регион Ближнего Востока и Северной Африки.
О ситуации в Ливии
Пару дней назад в МИД России поступили вопросы от издания «Politico» относительно российской внешней политики на ливийском направлении. Уточню, какие вопросы были нам заданы. С учетом глобального лидерства России в урегулировании кризиса в Сирии, планирует ли Россия играть лидирующую роль в Ливии? Поддерживает ли Россия руководящие амбиции генерала Х.Хафтара? Какой видит его роль в ливийском урегулировании – политическую или военную? Каким Россия видит план по стабилизации ситуации в Ливии? Продолжает ли Россия поддерживать международно-признанное правительство в Триполи? На все эти вопросы мы оперативно дали изданию «Politico» развернутые ответы. Надежды на то, что в полном объеме будет представлена наша позиция мы не питали, но, конечно, и не рассчитывали на то, что мы получили «на выходе». Естественно, появившуюся публикацию можно назвать тематической, в русле основного мейнстрима. Я бы ее назвала «Это сделали русские». Учитывая информационный ущерб, который нам нанесла это публикация, при том, что все профессионально-этические моменты мы постарались соблюсти в общении с этим изданием, я хотела бы озвучить наши ответы на вопросы издания, чтобы позиция России по ситуации в Ливии была донесена до СМИ и общественности непосредственно от нас, а не через это СМИ, которое полностью исказило все, что происходит на ливийском направлении в российской внешней политике.
Мы внимательно следим за происходящим в Ливии, о чем вы, наверное, знаете. Интересный факт. Мы столько раз говорили на тему Ливии, отвечая на ваши вопросы и инициативно, столько раз об этом говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров, на всех наших ресурсах публиковались подробнейшие комментарии, но «Politico» этого не видит. Зачем? Повторю, что они не увидели даже те ответы, которые были подготовлены специально для них.
Нас не может не беспокоить, что продолжающееся противостояние между Триполи и Тобруком привело к фактическому параличу всей системы управления. Вследствие этого усугубляются социально-экономические проблемы. На фоне вакуума власти в некоторых районах сохраняется присутствие «Исламского государства» и «Аль-Каиды», не снижается активность связанных с ними местных экстремистских группировок.
Нам небезразлична судьба Ливии. Наш безусловный приоритет – сохранение суверенитета и территориальной целостности этой страны. Мы заинтересованы в том, чтобы Ливия как можно скорее вышла из затянувшегося кризиса, вновь стала процветающим государством, опирающимся на крепкие государственные институты, дееспособную армию и силы правопорядка, восстановила статус важного игрока на региональной арене.
Именно поэтому мы приветствовали подписание в г.Схирате (Марокко) 17 декабря 2015 г. политического Соглашения по параметрам национального примирения. Поддержали принятие резолюции 2259 СБ ООН, закрепившей схиратские договоренности в качестве ключевого элемента урегулирования ливийского кризиса. При этом, я хотела бы напомнить, что именно с нашей подачи в нее были внесены положения, обеспечивающие инклюзивный характер политического процесса.
С тех пор прошло более года, однако ситуация к лучшему не изменилась. Созданные на основе Схиратского соглашения Президентский совет и Правительство национального согласия так и не смогли начать полноценно работать. Не выполнены и определенные схиратской «дорожной картой» главные задачи переходного периода: не завершена работа над текстом конституции, не проведены всеобщие выборы, по итогам которых должны были быть сформированы постоянные органы власти.
Исходим из того, что решать судьбу страны должны сами ливийцы. Попытки навязывать им готовые решения считаем контрпродуктивными. Это наша принципиальная позиция не только потому, что она хороша в теории, просто на практике иное не работает. Об этом мы постоянно говорим нашим западным партнерам, а также спецпредставителю Генсекретаря ООН по Ливии М.Коблеру.
Вместе с тем убеждены, что новые общенациональные органы власти должны представлять интересы всех общественно-политических сил и племенных групп. Без этого сдвинуть процесс с мертвой точки не получится. При этом, как бы далее ни складывались дела и ситуация, в основе политического процесса в Ливии должен быть отказ всех вовлеченных сторон от силовых путей разрешения кризиса. Искать выход из тупика следует только совместными усилиями за столом переговоров.  Альтернативы политическому урегулированию мы не видим.
Руководствуясь таким подходом, мы проводим системную работу с обоими центрами силы в Ливии – и с Триполи, и с их оппонентами в Тобруке. Мы пытаемся подтолкнуть их к преодолению внутренних разногласий, поиску компромиссных решений по всем спорным вопросам. Важность налаживания диалога мы акцентировали в беседах с Председателем палаты депутатов (парламент в Тобруке) А.Салехом и командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) маршалом Х.Ха́фтаром в ходе их визитов в Москву ноябре-декабре 2016 г. В том же ключе ведем работу и с Правительством национального согласия. С премьером Ф.Сарраджем Министр иностранных дел России С.В.Лавров встречался в Нью-Йорке в сентябре прошлого года. В ближайшее время, в феврале планируется принять его в Москве.
Контакты российской стороны с Х.Хафтаром вызывают повышенный интерес и ажиотаж в иностранных СМИ и в среде международных обозревателей. Я уже неоднократно встречалась с ситуацией, когда российские усилия и контакты выхватываются из полной картины того, что мы делаем на ливийском направлении, и рассматриваются как нечто отдельно стоящее, не связанное с остальными нашими шагами и действиями по урегулированию ситуации в этой стране. Это, конечно, во многом искажает объективную картину. В Москве исходят их того, что Х.Хафтар является одним из политических «тяжеловесов», который оказывает реальное влияние на расстановку политических сил в современной Ливии. Кроме того, Х.Хафтар немало сделал и продолжает делать в плане борьбы с террористами из «Исламского государства». Благодаря ему страна возобновила экспорт нефтепродуктов и начала получать ресурсы, необходимые для решения насущных социально-экономических проблем.
Еще раз хотела бы повторить. Мы взаимодействуем с различными силами, об этом вас информируем, понимая каковы, на наш взгляд принципы, лежащие в основе возможного ливийского урегулирования. Ливийская национальная армия, как представляется, может составить костяк будущих единых вооруженных сил страны. В целом она представляет собой неплохо оснащенные и организованные военизированные формирования, которые доказали и доказывают способность проводить масштабные боевые операции. Свидетельство тому – довольно успешная кампания по зачистке от экстремистов Бенгази, Дерны и ряда других населенных пунктов на востоке Ливии. К борьбе с террористическим подпольем, поддержанию правопорядка в стране и должна сводиться ее основная функция.
Вот ответы на поставленные вопросы, которые мы предоставили. Я вас искренне призываю ознакомиться со статьей в «Politico» для того, чтобы вы могли сравнить нашу позицию с тем, что изложено в этом издании. Все остальное, что касается освещения российских подходов этим изданием, выглядит примерно также, что, конечно, вызывает сожаление.
О заявлении Нидерландов о том, что формат переданных Россией первичных данных PЛC не соответствует международным стандартам
За прошедшие месяцы мы получили большое количество вопросов, на которые на тот момент не могли ответить, потому что ожидали соответствующей реакции от Нидерландов, в частности, по поводу их заявления о том, что формат переданных Россией первичных данных PЛC не соответствует международным стандартам. Мы вам сообщали о том, что такие данные были переданы Нидерландам. Мы ожидали соответствующей реакции, поэтому не комментировали ее. Затем последовали заявления Гааги о том, что формат переданных Россией первичных данных PЛC не соответствует международным стандартам. Мы опять подождали какое-то время, думая, что последует какая-то официальная переписка или ответ, ведь все данные, которые мы предоставляли, были переданы по официальным каналам. Но сегодня, учитывая большое количество вопросов на эту тему, я готова прокомментировать эту тему.
Хотелось бы начать с того, что голландские коллеги выбрали весьма странный способ рассказать о своей проблеме. Все это делается через СМИ. Это, видимо, уже какая-то новая голландская мода – общаться с официальными российскими структурами через СМИ. Вообще есть понятие «правовое взаимодействие», в рамках которого никто не отменял конфиденциальность некоторых аспектов общения, потому что идет расследование. Это правовое взаимодействие ведется в рамках актуального расследования. Есть еще дипломатия и дипломатические каналы взаимодействия. Странно, что об этом в Нидерландах забывают.  
Еще один момент, который не может не вызывать удивления и на который мы не можем не отреагировать. Как можно объяснить срок, потребовавшийся Нидерландам, чтобы увидеть т.н. «несоответствие международным стандартам»? Например, у них ушло три месяца на то, чтобы понять, что диск не читается. Как-то это все очень неправдоподобно.
Если говорить реально о том, что происходит, то, на наш взгляд, ответ очень простой. Просто официальное следствие никуда не торопится. Летом родственники жертв отметят в календаре уже третью годовщину этой страшной трагедии. А внятного ответа на вопрос о причинах и виновных у них до сих пор нет.
Вместо оперативности и прозрачности по-прежнему наблюдаем попытки безосновательно и бездоказательно обвинить Россию. На этот раз они, скорее всего, нацелены на отвлечение внимания семей погибших, которые требуют возобновить поисковые миссии и обвиняют голландские власти в халатности и равнодушии. Это все невыгодно нашим западным коллегам, которые не нацелены на поиск ответа на вопрос о том, что же там действительно произошло.
Еще я бы хотела сказать несколько слов об этих международных стандартах, которым, как было сказано в Нидерландах, не соответствует формат наших первичных данных РЛС. Как уже на днях объяснял заместитель руководителя Росавиации О.Сторчевой, международными стандартами гражданской авиации не устанавливаются какие-либо требования к перечню параметров, а также формату записи или хранения данных РЛС. ИКАО при расследовании авиапроисшествий рекомендует обеспечивать тесное взаимодействие с предприятиями, имеющими специалистов, оборудование и программные средства для декодирования такой информации.
Россия с радостью поможет, предоставит помощь специалистов, оборудование. Проблема только в том, что подобный запрос о помощи российской стороне направлять никто не торопится.
О запрете Исполнительного комитета Международного паралимпийского комитета россиянам участвовать в квалификационных соревнованиях зимних Паралимпийских игр 2018 г.
Крайне разочарованы решением Исполкома Международного паралимпийского комитета (МПК), который отклонил просьбу Паралимпийского комитета России о заявлении спортсменов на квалификационные соревнования к Паралимпиаде 2018 г. в Пхенчхане. Данное решение, по сути, ставит серьезный барьер для участия российских спортсменов в Играх в Южной Корее.
На фоне известного антигуманного решения применительно к недавним играм в Рио-де-Жанейро в очередной раз мы становимся свидетелями применения в отношении большого количества наших спортсменов принципа коллективного наказания за недоказанные преступления.
Российские представители неоднократно и вполне убедительно излагали позицию в вопросе борьбы с допингом. Еще раз хотелось бы сказать о том, о чем говорилось на всех уровнях – ему нет места в спорте. В нашей стране допинг рассматривается как угроза здоровью и жизни атлетов и дискредитация честной спортивной борьбы.
Глубоко убеждены, что в контексте борьбы с допингом в спорте следует исходить из того принципа, что «чистые», т.е. не уличенные в употреблении запрещенных препаратов спортсмены, не должны лишаться права выступать на олимпиадах, паралимпиадах, чемпионатах мира и других международных спортивных форумах.
О введении упрощенного порядка въезда в ОАЭ для граждан Российской Федерации по обыкновенным заграничным паспортам
С 1 февраля вступил в силу новый визовый регламент Объединенных Арабских Эмиратов, который устанавливает упрощенный порядок въезда в ОАЭ для граждан Российской Федерации.
Новые правила предусматривают, что с 1 февраля граждане России – владельцы обыкновенных загранпаспортов – могут получать однократную въездную-выездную визу для посещения ОАЭ сроком до 30 дней во всех пограничных пунктах страны. Виза выдается без взимания пошлин, при этом она может быть однократно продлена на 30 дней при условии оплаты соответствующего сбора.
Мы рассматриваем такой шаг как свидетельство продвинутого характера российско-эмиратских отношений и твердого настроя наших партнеров на дальнейшее наращивание взаимовыгодного двустороннего сотрудничества на различных направлениях и развитие гуманитарных контактов. Со своей стороны хотели бы подчеркнуть, что разделяем такой настрой и готовы к совместному продвижению по пути либерализации режима поездок граждан двух стран. С учетом того, что российское законодательство предусматривает возможность введения порядка посещения России иностранными гражданами, отличного от предусмотренного Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», только на основе международного соглашения, готовы в ближайшее время приступить к обсуждению соответствующих договоренностей с эмиратской стороной.
Об обвинениях, выдвинутых агентством «Рейтерс», в отношении Российской Федерации
Мы обратили внимание на письмо главного редактора информационного агентства «Рейтерс» С.Адлера. Оно было адресовано не нам, а сотрудникам агентства относительно организации работы по освещению деятельности нового Президента США и его Администрации. Мы бы не обратили на это внимания, если само агентство не желало бы этого. Письмо было опубликовано на сайте агентства. Еще раз хочу сказать, что организация работы внутри «Рейтерс» – не наш вопрос, освещение деятельности Президента США Д.Трампа в агентстве «Рейтерс» тоже не относится к компетенции МИД России. Документ имеет характер внутреннего циркуляра. Его открытая публикация превратила его в своего рода манифест, который был доступен миллионам читателей. У нас нет сомнений, что агентство «Рейтерс» сделало это намеренно. Еще раз хочу подчеркнуть, что не в наших правилах комментировать внутренние редакционные установки, но пройти мимо следующего «пассажа» мы не могли.
Из текста следует, что Россия причисляется агентством к странам, где «Рейтерс» «иногда приходится бороться одновременно с цензурой, уголовным преследованием, отказом в визах и даже угрозами насилия в адрес журналистов». Как можно было пройти мимо этого? Все это одновременно,  по мнению С.Адлера, распространяется на корреспондентов «Рейтерс», которые работают на территории Российской Федерации. У вас совесть есть? Ответьте мне на этот вопрос: когда к вам одновременно или даже поочередно применялось что-либо из вышеупомянутого?
Мы связались с агентством «Рейтерс». Никто не смог нам объяснить, что имелось в виду. Мы поинтересовались, есть ли у сотрудников агентства проблемы. Вы ходите к нам на брифинги, принимаете участие во всех мероприятиях, которые проходят по линии МИД России и других государственных органов. Недавно состоялся прием для иностранных журналистов, где руководители агентства имели прямой контакт с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и задавали различные вопросы, которые их беспокоят. Что же вы таитесь здесь, если вам так плохо работается? Если вас все так зажимают, если все вышеперечисленное имеет место, то почему мы об этом не знаем? Вы мазохисты?
Я также хочу открыть одну тайну, которую многие из вас знают и даже являются соучастниками. Каждую среду утром в Пресс-центре МИД России проходят встречи с инкорами, на которые мы приглашаем всех без исключения представителей СМИ, аккредитованных в Москве. На этих встречах присутствуют все сотрудники Пресс-центра, которые занимаются обеспечением, в том числе и жизнедеятельности иностранных корреспондентов, которые работают в Российской Федерации. За полтора года мы ни разу не слышали от корреспондентов «Рейтерс» о том, что им так тяжело работается в нашей стране. Кто врет? Главный редактор? Главный редактор врет на весь мир, что в России к сотрудникам агентства применяется все вышеперечисленное? Или вы скрываете от него информацию, дезинформируете его? Допустить, что агентство «Рейтерс» врет просто невозможно. Соответственно, дальше мысль можете продолжить сами.
Мы еще раз хотели бы подчеркнуть и говорили об этом неоднократно, что мы никогда не делим журналистов на плохих и хороших. Если у нас есть претензии, как например к политикам, мы выходим и открыто об этом говорим. Мы не занимаемся тем, что отбираем визы, не даем их, лишаем аккредитации за то, что нам кажется необъективным. У нас есть утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации №1055 от 13 сентября 1994 г. «Правила  аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации». Координирующую роль в этом вопросе играет Министерство иностранных дел России. Именно поэтому сегодня я говорю на эту тему. В наших отношениях с иностранными корреспондентами мы руководствуемся исключительно этим Законом. Я жду от агентства «Рейтерс» подробных объяснений на этот счет. Еще раз повторю, что непосредственно вы в данном случае говорите неправду. У нас налажено тесное рабочее взаимодействие, как это предписано профессиональной этикой и законами Российской Федерации, с агентством «Рейтерс». Об этом может сказать глава корпункта агентства. Если у агентства возникают вопросы с просьбой прокомментировать какие-то темы, то мы всегда это делаем. Я знаю, что наверное полгода назад мы получали письмо от агентства по поводу инцидента, который произошел с сотрудником «Рейтерс», не связанного с Министерством иностранных дел. Мы разобрались с ним и предоставили полную информацию на этот счет. Мы не понимаем с какой стати С.Адлер на весь мир заявляет такие вещи. Это неправда.
Мы пытаемся максимально содействовать осуществлению, в том числе вашей профессиональной деятельности и функциональных обязанностей, вне зависимости от оценки тех материалов, которые вы публикуете. Если у нас есть вопросы к материалам, мы открыто о них говорим, публикуем опровержения или наоборот подчеркиваем то, что считаем важным и актуальным вне зависимости от политических предпочтений.
Хотела бы обратить ваше внимание и на другой момент. Это говорит главный редактор информационного агентства Великобритании, той самой страны, где в отношении российских СМИ началась травля. Посмотрите, что делается с «Раша тудэй». Каждый месяц претензии от соответствующих структур, угрозы закрытия. Последние несколько месяцев всем миром занимались тем, чтобы их счета не заблокировали. Я еще раз спрашиваю С.Адлер, у вас совесть есть? Вы посмотрите, что ваша страна делает в отношении российских СМИ исключительно по политическим мотивам. Они не нарушают внутреннего законодательства, они ведут себя как обычные журналисты во всем мире, а вы их травите. Всегда могут быть неувязки с визами, аккредитацией, но это технические моменты. Я жду от С.Адлера примера цензуры в отношении «Рейтерс» со стороны Москвы. Приведите мне хотя бы один пример. Не могу понять, как Москва в принципе может осуществлять цензуру материалов «Рейтерс».


Из ответов на вопросы СМИ:
Вопрос: Спецпредставитель Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистура заявил, что будет создавать женевскую делегацию, если оппозиционеры сами не смогут этого сделать.
Ответ: Он заявил не о том, что будет создавать делегацию, а о своей готовности это сделать для того, чтобы процесс не тормозился. Его можно понять – на него «давят», в том числе Российская Федерация, о чем мы говорили. Безусловно, это использование нашего политического давления, хотя оно осуществляется в рамках дозволенного, но мы делаем это именно для оказания давления на всех, кто вовлечен в данный процесс, с целью запуска переговоров на «женевской площадке». Поэтому С.де Мистура как представитель Генсекретаря ООН по Сирии обязан делать все, от него зависящее, для того, чтобы каким-то образом запустить этот процесс. Очень важно не упустить сейчас момент перемирия и очень плодотворных итогов встречи в Астане.
Мы наблюдаем очевидные предпосылки к тому, что под напором ряда игроков многие оппозиционные силы берут курс на «заматывание» этого процесса, чтобы его отложить или перенести, у некоторых есть идеи вообще его сорвать. Поэтому мы делаем все для того, чтобы всеми возможными доступными средствами побудить наших ооновских коллег к активизации данного процесса. Мы очень рады, что наш настойчивый политический сигнал прошел и активизация деятельности на «женевской площадке» очевидна. Главное, чтобы все это опять не было отложено или не были бы придуманы новые объяснения о том, что что-то опять мешает.
Вопрос: С.В.Лавров озвучил идею о том, что не беда, если в Женеве будет больше одной делегации от оппозиции. Как Вы видите осуществление этой идеи?
Ответ: Это как раз в большей степени вопрос к ооновцам, которые должны, находясь в контактах и имея соответствующие полномочия, организовать этот процесс. Его организация, повторю, входит в полномочия ООН и спецпредставителя по сирийскому урегулированию. В данном случае важен результат, и нужно на него ориентироваться. Нюансировка и аспекты подготовки этой встречи должны исходить из того, какого результата мы хотим добиться.
Вопрос: Как Вы оцениваете работу наблюдателей ОБСЕ в Донбассе после того, что там произошло?
Ответ: Мы можем давать любые градации оценок. Есть вещи объективные, которые делают наблюдатели, и есть те, что говорят о явной недостаточности их работы. Вопрос не в оценке, а в том, что мы исходим из того, что все их действия должны быть, во-первых, объективны, во-вторых, своевременны и делаться не под напором СМИ или тех или иных сторон, а непосредственно наблюдателями (все это входит в понятие объективности). Конечно, результаты предоставляемых ими материалов должны мотивировать Киев к выполнению Минских договоренностей. Суть процесса не в наблюдении ради наблюдения. Сейчас мы в какой-то степени становимся заложниками ситуации, когда материалов много, все понимают, что там происходит, но, к сожалению, это никаким образом или в незначительной степени отражается в позиции стран, имеющих возможность оказывать политическое давление на Киев для того, чтобы побудить его к выполнению Минских договоренностей.
Наша позиция такова, что все материалы ОБСЕ должны быть объективными, своевременными и использоваться для достижения главного – выполнения Киевом Минских договоренностей.
Вопрос: В декабре 2016 г. в Баку был запущен проект гражданской инициативы «Платформа для мира между Арменией и Азербайджаном». В ее работе принимают участие представители общественности Армении, Азербайджана, политики, присоединяются представители других стран. Как МИД России может оценить такую форму народной дипломатии? Сможет ли она способствовать процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Как бы Вы могли прокомментировать заявление Госсекретаря США Р.Тиллерсона о том, что конфликт угрожает интересам национальной безопасности США? Насколько эффективным может быть сотрудничество России и США по данному вопросу?
Ответ: Что касается вопроса о создании «Платформы для мира между Арменией и Азербайджаном», то хотела бы ответить в целом. Подобные «площадки» и инициативы существуют. Мы высоко ценим роль народной дипломатии в содействии урегулированию конфликтов. Важнейшая ее миссия – укоренять в общественных кругах конфликтующих сторон осознание безальтернативности мирного поиска взаимоприемлемых компромиссных решений.
Исходим из того, что любая инициатива должна быть в первую очередь нацелена на это. Приветствуем любые общественные инициативы, которые ставят перед собой именно эту задачу.
Что касается заявления Госсекретаря США Р.Тиллерсона по Нагорному Карабаху, то, безусловно, это его оценка как представителя США. Не комментируя позицию США, которые вправе самостоятельно оценивать угрозы собственной безопасности, хотела бы сказать, что нужно исходить из того, что сам конфликт является прямой угрозой безопасности, стабильности и будущему развитию, главным образом, Армении и Азербайджана.
Как я уже сказала, контакты с США только предстоят. Давайте дождемся, когда они состоятся, стороны смогут пройтись по кругу вопросов, и будет тема для комментария.
Вопрос: Несмотря на неоднократно высказанную официальными лицами позицию России, включая Министра иностранных дел С.В.Лаврова, Минск продолжает удерживать российского гражданина, блогера А.В.Лапшина. По запросу Азербайджана было получено согласие выдать А.В.Лапшина Баку, однако, сама выдача еще не состоялась. Если Минск выдаст А.В.Лапшина Баку, будет ли российская сторона прилагать усилия для его возвращения из Азербайджана? Как отреагирует российская дипломатия на такой шаг Белоруссии?
Ответ: Последовательно настаиваем на том, что выдача наших граждан третьим странами недопустима. С целью доведения нашей позиции  по этому вопросу мы осуществляем интенсивные контакты с МИД Белоруссии, компетентными органами этой страны. На днях было опубликовано соответствующее заявление Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, не только говорящее о гуманитарном измерении, но и дающее правовые оценки этой ситуации. Могу сейчас прокомментировать только в этих рамках.
Вопрос: Вызовет ли подобная передача российского гражданина реакцию со стороны России?
Ответ: Если бы я имела возможность комментировать то, что не состоялось, наши брифинги продолжались бы сутками.
Вопрос: Польский Министр иностранных дел В.Ващиковский заявил, что Польша намерена подать на Россию в международный суд в Гааге в связи с затягиванием следствия по вопросу смоленской катастрофы. Из-за этого следствия Россия не отдает Польше обломки разбившегося самолета.
Когда иностранцы смогут нормально пересекать российско-белорусскую границу? Нынешняя ситуация не очень нормальная. Как эта ситуация отражается на водителях большегрузных фур?
Ответ: По второму вопросу я уточню информацию, поскольку это не только компетенция МИД России. Последние данные обязательно направим Вам.
Что касается ситуации с ходом расследования катастрофы под Смоленском, то мы, к сожалению, видим, что произошло разделение в позиции Польши по этому вопросу. Есть желающие проводить действительное расследование, и мы открыты для этого. Неоднократно в ходе брифингов мы говорили о готовности взаимодействовать с польской стороной в случае возникновения каких-либо вопросов. Говорили о том, что в случае получения запросов польских коллег по любым направлениям, мы готовы принять и предоставить все необходимые данные, в том числе для того, чтобы они смогли работать по обломкам самолета. К сожалению, не все в Варшаве исповедуют именно этот подход. Образовалось крыло, исповедующее совершенно иные взгляды, а именно стремление все больше политизировать эту историю. Это не имеет ничего общего со следствием, а является превращением темы смоленской катастрофы в вечный политический фактор, внутриполитическую (что вообще необъяснимо) и внешнеполитическую карты (что, к сожалению, исходя из нашей истории, наверное, больше объяснимо). Внутри- и внешнеполитическое разыгрывание этой трагедии, на наш взгляд, носит абсолютно деструктивный характер.
Что касается, заявлений о трибуналах, пересмотре дел, подаче апелляций, исков, то все эти действия идут в русле второй позиции – политизации процесса. Нет ни одного запроса польской стороны, например, о работе с обломками, находящимися на территории Российской Федерации, которые остались без ответа, нерассмотренными. Конечно, в данном случае мы не головное ведомство, но не могу вспомнить, чтобы было отказано в подобных просьбах. К сожалению, мы видим стремительную политизацию и даже ее фиксирование. То есть это не какие-то временные всплески, а перевод трагедии четко в политическое русло для ее использования как во внутриполитических, так и во внешнеполитических целях.
Вопрос: Если последует такое обращение в суд, что будет делать Россия?
Ответ: Повторю, как мы можем комментировать то, чего нет? Каковы формулировки? Исходим из того, что это не конкретное желание узнать, что и как произошло (на мой взгляд, для этого было сделано все), а стремление перевести эту трагедию в чисто политическое русло для того, чтобы иметь постоянную игровую карту во внутри- и внешнеполитических целях.
Вопрос: Сегодня должен был состояться визит делегации Парламента Норвегии в Москву, но Россия отказала двум дипломатам в выдаче виз, поэтому визит был отменен. После этого Министр иностранных дел Норвегии Б.Бренде заявил, что, возможно, он откажется от визита в Россию для участия в Международном Арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в Архангельске. Как бы Вы прокомментировали состояние отношений России и Норвегии после этих событий? Сколько норвежцев находится в «черном списке» России?
Ответ: Я бы хотела привлечь Ваше внимание к комментарию Посольства России в Норвегии на этот счет, если Вы его еще не видели.  С Вашего позволению процитирую его. Посольство России в Норвегии выразило сожаление в связи с тем, что ответный визит делегации Комитета по вопросам внешней политики и обороны стортинга Норвегии во главе с его председателем А.Хюитфельдт в Москву по приглашению Председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания России К.И.Косачева отложен по решению норвежской стороны из-за того, что двум членам делегации не могут быть выданы визы на въезд в Российскую Федерацию. Г-жа Трине Скай Гранде и г-н Борд Вегар Сульхьелль включены в списки лиц, которым "закрыт" въезд в Российскую Федерацию в качестве ответной меры на присоединение Норвегии к персональному санкционному списку Европейского союза и придание с 1 сентября 2016 г. постоянного характера дискриминационному порядку въезда на Шпицберген российских граждан в соответствии с Предписанием №96 от 3 февраля 1995 г. «О депортации и выдворении с архипелага Шпицберген». Информация о подготовке таких списков была своевременно доведена до Брюсселя и норвежской стороны с пожеланием оповестить всех парламентских, политических, общественных функционеров из затронутых государств ЕС и ряда других стран Европы, которые планируют посещать Россию, чтобы они могли заблаговременно поинтересоваться в консульском учреждении в соответствующей стране, могут ли они пользоваться имеющимся у них проездным документом, а именно дипломатическим паспортом, визой для пересечения российской границы. Кроме того, списки лиц, которым закрыт въезд в Россию, 29 ноября 2016 г., т.е. задолго до формирования норвежской парламентской делегации были доведены до МИД Норвегии по дипломатическим каналам. Все, что произошло с двумя представителями Норвегии, было задолго до инцидента известно Министерству иностранных дел Норвегии.
Обращаем внимание, что российский "стоп-лист" был составлен легитимно как ответ на недружественные и ничем не спровоцированные действия ЕС и ряда примкнувших к ним стран, включая Норвегию.
Хотела бы также обратить внимание на тот факт (Посольство давало на этот счет разъяснения), что в составе делегации комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания России во главе с К.И.Косачевым, посетившей Норвегию 16-17 июня 2016 г., не было лиц, включенных в "стоп-листы" ЕС и Норвегии. Это очень важный момент, его нужно учитывать.
Роспольство давало разъяснение в том ключе, что меры России были ответом на действия Норвегии. Россия не собиралась и не планирует в будущем раскручивать эту "войну списков". Они принимались не нами, мы не планируем дальнейшую эскалацию напряженности в этом вопросе. Мы неоднократно предупреждали, что использование подобных санкционных инструментов может ответно ударить по тем, кто их инициировал. Об этом заявлялось последовательно и постоянно, мы предупреждали наших партнеров. Норвежские парламентарии, отложив визит в Россию, оказались заложниками решения более чем двухлетней давности. Повторю, неожиданностью для них это не стало, потому что все списки были заблаговременно переданы внешнеполитическому ведомству этой страны. Мы заинтересованы в равноправных и взаимовыгодных отношениях с Норвегией в т.ч. по парламентской линии. На протяжении многих лет наше взаимодействие отличалось уважением и учетом интересов друг друга. На этой основе и именно так мы готовы продолжать его развивать. Честно говоря, как нам кажется, самое время норвежским партнерам в принципе подумать о продуктивности участия в разного рода антироссийских санкционных мерах и списках.
Что касается того, сколько и кто конкретно входит в списки, Вы можете поинтересоваться об этом у норвежской стороны. Если в Министерстве иностранных дел Норвегии сочтут правильным и возможным открыть Вам эти списки, то это будет их доброй волей. Мы исходим из дипломатической практики. Мы сделали все для того, чтобы не осложнять ситуацию, которую не мы инициировали, а Норвегия. Мы сделали все для того, чтобы норвежцы, представители делегации Королевства, не попадали в сложное положение, и заранее передали эти списки. Если в МИД Норвегии захотят их открыть, то это их дело.
Вопрос: Сколько человек в этих списках?
Ответ: Не скажу. Вы от нас хотите?
Мы живем и хотим нормально со всеми взаимодействовать и сотрудничать. Как только появляется информация о том, что, например, Норвегия, хочет ввести или разрабатывает «стоп-листы», мы предупреждаем о том, что последует аналогичный, зеркальный ответ российской стороны. Нас не слушают и не слышат, вводят эти списки, мы соответственно вводим ответные, а потом Вы спрашиваете, сколько человек в них входит. Наши методы по вопросу санкционных списков аналогичны и зеркальны.
Вопрос: Почему в списки Вы включили именно этих людей?
Ответ: А почему Вы выбрали именно тех людей, которых Вы поместили в списки, запрещающие россиянам приезжать в Норвегию? Как можно ответить на этот вопрос? Когда начинается это безумие с санкционными списками, то действует только одна логика – ответная. Здесь нельзя руководствоваться здравым смыслом и искать какую-то иную логику. Мы изначально говорили о том, что это не логично, не нужно, вредоносно, не принесет никаких результатов, но зачем-то Норвегия так поступила. Мы сделали ответный шаг. Тут нельзя ничего комментировать, нечего ни прибавить, ни убавить, кроме того, что, к сожалению или к счастью, у дипломатии нет других инструментов в подобных вопросах. Дипломаты во многом стоят вне законов страны пребывания, соответственно существуют иные правила регулирования деятельности дипломатов и людей, обладающих дипломатическими паспортами. На них нельзя подавать в суд. Есть правило, исключающее этих людей из-под юрисдикции внутреннего законодательства. За многие годы, столетия, было придумано и внедрено правило ответных шагов, потому что подчас не бывает иных форм реакции.
Существует практика ответных действий, которая, повторю, к нашему сожалению, применяется, потому что невозможно дать иной ответ. Это сигнал к тому, что если будет продолжаться деструктивный способ ведения дел и отношений со странами, то, к сожалению, от него придется пострадать не только нам, но и вам. Но это не наш выбор, а ваш. Тут все просто.
Повторю, по поводу количества и форм – это ответные зеркальные меры.
Вопрос: Как известно, Казахстан и Россия – стратегические союзники и партнеры. Несмотря на это, время от времени некоторые российские политики высказывают территориальные претензии к Казахстану.
Ответ: Кто же может себе такое позволить?
Вопрос: Могу привести несколько примеров: председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н.Штыгашев, лидер партии ЛДПР В.В.Жириновский, а недавно, 27 января, подобное заявление сделал депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П.В.Шперов. Что делается со стороны российских властей, чтобы не повторялись подобные заявления? Какие меры принимаются?
Ответ: Со стороны российских властей всегда обозначается четкая официальная позиция Москвы в отношениях с нашими партнерами и, конечно, с одним из ближайших наших партнеров – Казахстаном. Вы знаете, как высоко мы ценим отношения с этой страной и что делается руководством наших стран для развития этих отношений. Есть четкая официальная недвусмысленная позиция по этому вопросу. Но мы живем в эпоху «демократических трендов», когда демократия является общепризнанной и, возможно, оптимальной формой устройства государств. При этой форме люди, а особенно политики имеют возможность высказывать свои личные взгляды, взгляды своего электората, свои взгляды, которые будут поддержаны электоратом в дальнейшем, на современные международные процессы, на внутренние процессы и исторические события. Мы всегда подчеркиваем разницу между личными, политическими взглядами и официальной позицией. Я думаю, что с точки зрения российской официальной позиции у Казахстана и, главное, у народа этой страны  не должно быть сомнений в той политике, которую проводит Российская Федерация.
От упомянутого Вами В.В.Жириновского нам и самим часто достается.
Вопрос: Новый глава МИД Дании А.Самуэльсен во время визита в Донецкую область заявил, что основную ответственность за исполнение Минских соглашений несет именно Россия.
Ответ: Это сказал Министр иностранных дел Дании?
Вопрос: Да.
Ответ: Ему, наверное, виднее.
Вопрос: Что еще может сделать Россия в рамках своих обязательств, чтобы предотвратить обострение конфликта?
Сирийская оппозиция, в частности, представители «московской» и «каирской» групп,  не раз заявляла, что необходимо создание единой коалиции для прямого диалога. Тем не менее, единая коалиция так и не была создана. Что, по Вашему мнению, препятствует объединению сирийской оппозиции?
Ответ: Думаю, что находящийся с Вами рядом представитель сирийского агентства «Сана» может Вам рассказать о противоречиях, которые «мучают» сирийскую оппозицию.
В этом и есть вопрос сирийского кризиса:  есть люди с различными политическими взглядами, есть люди, которые по-разному смотрят на возможность их реализации. Если бы у оппозиции была единая позиция, то многих вопросов не было бы. В этом и суть. Я сегодня об этом много говорила. Даже те, кто еще вчера сражался плечом к плечу с официальным Дамаском, сегодня начал сражаться друг против друга. Оппозиция раздроблена. Во-многом, это и не оппозиция, она состоит из представителей, которые каждый день меняют свои взгляды, заявляя то о террористической деятельности, то о начале исповедования умеренных взглядов, то причисляя себя к боевикам. Вот в чем вопрос. В ней нет единства ни по формальным, ни по внешним, ни по идеологическим признакам, ни по форме реализации задуманного. В этом и состоит большая проблема. Эти люди, которые еще до начала вооруженного конфликта являлись представителями оппозиционных движений в Сирии, во-многом не считают возможным ведение диалога с вооруженным крылом, потому что полагают их предателями, хотя в любви к официальным властям САР или Президенту Сирии Б.Асаду они никогда не были замечены. Чем дальше углублялся этот кризис, тем больше был раскол в оппозиции.
Западный мейнстрим считает, что между официальным Дамаском с одной стороны и оппозицией с другой проходит четкий водораздел, а больше противоречий нет. Это огромное заблуждение, о котором мы постоянно говорили нашим партнерам. Вы упомянули Министра иностранных дел Дании, ему тоже не плохо было бы  это узнать. Если он занимается украинскими вопросами, то и по этой теме ему можно было бы сформировать свою точку зрения, как и другим министрам иностранных дел, которые на протяжении многих лет не замечали проблем, как они не замечают объективных проблем на Украине и видят их только с одной стороны, заявляя, что якобы Россия не выполняет Минские соглашения. Точно также они относятся к сирийскому кризису, не видя его реальных предпосылок, форм течения, проблем.
Оппозиция не имеет единой платформы, с которой бы она выступала. Очень сложно было ее собрать. Первый раз в Женеве было сложно запустить этот процесс. Я надеюсь, вы помните, что после того, как в прошлом году на женевской платформе был запущен процесс политического опосредованного контакта между официальным Дамаском и оппозицией, к сожалению, он был свернут под нажимом коспонсоров из определенных стран. Было очень важно его активизировать. Мы видели, как многие пытаются свести эти усилия на «нет». Поэтому сегодня важно не упустить этот шанс, который дан нам всем для перезапуска женевской платформы. Ни у кого нет волшебной палочки для того, чтобы решать такие вопросы. Это именно вопрос взаимодействия с оппозицией. Почему мы все время говорим, что все, кто имеет влияние на те или иные силы оппозиции, должны оказывать его для того, чтобы стороны садились за стол переговоров. Мы говорим об этом несколько лет. Нас либо не слышали, либо не хотели слышать. В этом ключевая история для того, чтобы побудить все оппозиционные силы начать взаимодействовать.
Многие задают вопрос о том, зачем российская сторона дала сирийской оппозиции проект конституции. Не является ли это давлением или желанием продиктовать свои условия. Нет, это не желание продиктовать свое условие или оказать давление, а попытка объединить в том числе оппозицию по вопросу обсуждения конституции. То есть не заставить их принять какой-то один сценарий, а объединить их общим делом. Пока они даже в войне разобщены очень сильно. Наша задача сделать так, чтобы вложить им в руки вместо автоматов эту конституцию и собрать их для обсуждения будущего своей страны. Это очень сложная задача. Именно она сейчас стоит на повестке дня. Вы прекрасно знаете, что и сколько делалось многими нашими партнерами для того, чтобы не допустить сближения, в том числе и оппозиционных групп, и различных стран, которые имеют влияние на процесс.
Что касается заявления датского мининдел о выполнении Минских договоренностей и том, что может еще сделать Россия, у меня только один комментарий: а что может сделать Дания для того, чтобы побудить Киев выполнять Минские договоренности? Что делает Российская Федерация, мне кажется, хорошо известно. Это политические и гуманитарные усилия, доставка гуманитарной помощи. Если этот вопрос прозвучал от главы внешнеполитической службы Дании, то у меня ответный вопрос: что делает Дания для того, чтобы Киев перестал убивать своих собственных граждан? Хотя бы сегодня можно было бы выступить с заявлением и сказать, что действия Киева, направленные на обстрелы мирных граждан, неприемлемы. А что мы делаем, мы и так всем рассказываем.
Вопрос: Обсуждается ли в России поставка российского вооружения на восток Ливии генералу Х.Хафтару?
Ответ: По вопросу поставок вооружения, Вы знаете к кому обращаться.  Есть Министерство обороны России, которое как раз занимается этими вопросами.
Вопрос: Какую реакцию ожидает России со стороны оппозиции, официального Дамаска и спецпредставителя Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистуры по новой конституции Сирии? Считаете ли Вы, что они согласятся на него?
Ответ: Хотела бы отметить, что принято говорить «проект» для того, чтобы хоть как-то обозначить то, что было передано сирийской оппозиции. На самом деле, это не проект конституции, на который нужно давать согласие или нужно от него отказываться. Это свод идей, во-многом вариативных, которые так или иначе обсуждались с представителями оппозиции или Дамаска. Это набор идей, который нужно будет обсуждать при подготовке к глобальному процессу выработки конституции. Это не какой-то конкретно оформленный документ, по которому нужно давать согласие. Он был нацелен только на то, чтобы запустить процесс обсуждения, чтобы в том числе оппозиция выяснила, что для них является приемлемым, что туда включено, что нужно туда включить, что является явно невозможным, а что наоборот представляется конструктивным. Еще раз говорю, основная задача – запустить обсуждение этого вопроса. Ведь столько раз говорили о конституции, но пока конкретного проекта или наработок ни у кого и не было. Поэтому это была наша идея для того, чтобы процесс в принципе стартовал, а не для того, чтобы рассматривать его в качестве документа, по которому кто-то должен проголосовать, принять его или отвергнуть. Мне кажется, что даже самая экстремистки настроенная оппозиция не восприняла его в качестве документа, предполагающего отторжение или принятие. Это свод идей, по которому должно, с нашей точки зрения, начаться обсуждение. Если кому-то важным кажется что-то добавить, пусть они что-то добавляют, что-то привносят, что-то вычеркивают оттуда. Главное, запустить этот проект.
Вопрос (перевод с английского): Ожидаете ли Вы другой позиции от нового Постоянного Представителя США при ООН, нежели той, что была озвучена вчера, когда она обвинила Россию в агрессии в Донбассе и заявила, что санкции не будут сняты до тех пор, пока Россия не вернет Крым Украине?
Ответ:  Что касается заявлений Постпреда США при ООН, которые она сделала вчера о ситуации в Донбассе, то именно на заданный Вами вопрос ответил вчера российский Постпред при ООН В.И.Чуркин. Ни прибавить, ни убавить ничего не могу, он уже прокомментировал это заявление.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать развитие ситуации вокруг агентства «Спутник» в Литве?
Ответ: Мы, действительно, какое-то время назад ознакомились с этой ситуацией. Мы следим за тем, как она развивается. Речь идет о ситуации вокруг досрочного расторжения прибалтийским агентством новостей «БалтикНьюзСервис» договора по доставке информационных материалов «Спутник Литва». У нас, действительно, были вопросы от «Спутника» и других СМИ. Как нам представляется, российское СМИ выполняло в срок и в полном объеме все обязательства по контракту, а публиковавшиеся на сайте материалы «Би-Эн-Эс», по признанию самих литовских партнеров, не искажались. Несмотря на это, в одностороннем порядке было принято решение приостановить оказание услуг «Спутнику».
По имеющейся информации, ситуация развивается. Как мы понимаем, МИА «Россия сегодня» уже направило соответствующее письмо в адрес прибалтийского новостного агентства с просьбой продолжить исполнение соглашения вплоть до окончания срока его действия в августе 2017 г.
Хотя решение «Би-Эн-Эс» и трудно расценивать иначе как политически мотивированное, особенно в свете заявлений руководства этого СМИ о якобы «неточных и пропагандистских сообщениях» российского агентства, рассчитываем на благоразумие литовских партнеров и урегулирование ситуации во внесудебном порядке в самое ближайшее время. Очень хотелось бы, чтобы политизации не произошло, и СМИ различных стран находили возможности для взаимодействия, тем более, что по оценкам самих литовских партнеров, такое взаимодействие осуществлялось весьма корректно.
Вопрос: Буквально 20 минут назад на новостных лентах появилась информация, что пранкеры позвонили Генеральному секретарю НАТО Й.Столтенбергу от имени Президента Украины П. Порошенко.
Ответ: Можно уже на этом завершим, пожалуйста?
Вопрос: Я просто хотела сказать о словах, сказанных Й.Столтенбергом в разговоре. Я цитирую: «вопрос о членстве Украины в НАТО – это просто недоразумение, Украина не подходит по своим стандартам». Можно ли как-то это сообщение прокомментировать?
Ответ: А без пранкеров это как-будто никто не знал.
Вопрос: Несколько дней назад в СМИ Афганистана появилась информация о том, что Пакистан, Россия и Китай достигли договоренность об открытии представительства «Талибан» в Исламабаде. Можете ли Вы подтвердить данную информацию?
Ответ: У меня такой информации нет.
Вопрос: Сегодня в Сеуле прошла встреча министров обороны США и Республики Корея, на которой было подтверждено желание разместить противоракетный комплекс THAAD  на территории Южной Кореи, несмотря на то, что Россия и Китай против этого. Можете прокомментировать эту встречу? Что будет делать Россия, если до конца года эти планы осуществятся?
Ответ: Не буду комментировать встречу, потому что она проходила по линии министров обороны двух стран.
По поводу размещения ПРО наша позиция была многократно изложена и остается актуальной на настоящий момент.
Вопрос: Какова позиция МИД России относительно миграционного указа нового Президента США Д.Трампа о запрете на въезд в США граждан ряда стран? Какое влияние этот указ может оказать на проблему международного терроризма в целом?
Ответ: Мы неоднократно говорили о том, что исходим из необходимости взаимодействовать с США по этому вопросу. Это была наша глобальная позиция вне зависимости от смены администрации. Мы зафиксировали намерения новой власти сделать этот аспект международных отношений и взаимодействия с партнерами в качестве одного из приоритетных. Можем этому только аплодировать и со своей стороны делать все, чтобы такое взаимодействие с США, в частности, на российском направлении, было восстановлено.
Не по нашей вине, а по осмысленному желанию предыдущей администрации Б.Обамы — это  взаимодействие на контртеррористическом направлении и в сфере борьбы с международным терроризмом было свернуто. В существующих форматах – между ведомствами, в специализированных двусторонних институтах (я имею в виду президентскую комиссию), на площадке международных организаций   оно практически свелось к абсолютному минимуму, если не сказать к нулю.
Мы считаем чрезвычайно важным взаимодействовать на этом направлении, тем более, что в этой сфере были и отличные наработки, создана вся инфраструктура взаимодействия с США.
Что касается Вашего первого вопроса, то это решение США. Я хотела  бы обратить Ваше внимание, что российская делегация во главе с С.В.Лавровым была в регионе Ближнего Востока, в частности, проводила переговоры в ОАЭ. Мне кажется, что важно по этому вопросу услышать позицию стран региона, потому что это непосредственно касается их. Состоялась пресс-конференция, на которой присутствовал Генеральный секретарь ЛАГ А.Абуль-Гейт, Министр иностранных дел ОАЭ А.Аль Нахайяном, которые ответили на этот вопрос, сказав, что рассматривают такой шаг как временную меру, направленную на решение имеющихся проблем. Все дальнейшее было сказано именно в этом русле.
Вопрос: МИД России констатировал серьезное углубление политического кризиса в Македонии. Насколько на этом фоне вероятны межэтнические столкновения между македонцами и албанцами? Какие меры может предпринять международное сообщество?
Ответ: Мы опубликовали на этот счет развернутый материал. Мне больше к этому добавить нечего.
Вопрос: Посол Турции в России Х.Дириоз сегодня сообщил, что турецкие дипломаты намерены обратиться  в наш МИД с предложением отменить въездные визы в Россию для турецких бизнесменов и политиков. Какова позиция МИД по отмене виз для граждан Турции той или иной категории?
Ответ: Если обратятся, рассмотрим обращение.
Вопрос: В этом году исполняется 515 лет дипотношениям России и Ирана. Какие тренды будут определяющими в этом году?
Ответ: Спасибо Вам за это напоминание. Мы обязательно подготовим подробный материал по двусторонним отношениям и опубликуем его, потому что эта тема шире рамок, отведенных под брифинг. Мы обязательно эту информацию сделаем доступной для Вас в ближайшее время.
Вопрос: В связи с резким ухудшением ситуации в Донбассе, какие усилия предпринимает Россия для возможного смягчения или улучшения ситуации? Возможно, поддерживает с кем-то контакты?
Ответ: Только что прошло заседание СБ ООН по линии МИД, это, конечно, контакты с зарубежными коллегами, в частности, на площадках международных организаций. Обращаю Ваше внимание на выступление В.И.Чуркина, оно уже опубликовано. Мы очень серьезно работаем с коллегами в ОБСЕ, со странами и с самой организацией, на предмет объективности и своевременности материалов, которые направляют наблюдатели, чтобы они были основой для действия, а не просто виртуальной реальностью.
Все это время продолжается помощь гражданскому населению Донбасса. Количество, размеры и формы этой помощи вам известны. Ее доставка не останавливается ни на день как по линии госучреждений, так и общественных организаций. Речь идет обо всем, начиная от продовольствия, медикаментов и предметов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Все это собирается, отправляется.  Помните, как все это начиналось? Нас обвинили чуть ли не во вторжении, когда были отправлены первые конвои. К сожалению, такого внимания к нашей гуманитарной помощи со стороны международного сообщества мы больше не видели, хотя были в этом внимании заинтересованы, чтобы и дальнейшие конвои с гуманитарной помощью имели такую же по масштабу подсветку, но уже объективную.
Конечно, контакты будут продолжены на двусторонней основе и в рамках международных организаций.