Пресс-релиз № 92

Печать

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 23 июня 2016 года
Уважаемый г-н Председатель,
Наши дискуссии на заседаниях Постсовета ОБСЕ полезны только, если они хоть как-то способствуют реализации Минского «Комплекса мер». Повышение градуса агрессивной риторики этому не помогает, равно как и попытки увернуться от минских обязательств, изображая мнимую «жертву агрессии».
Признательны Спецмониторинговой миссии ОБСЕ за ее усилия. По докладам СММ только за период 13-20 июня можно констатировать, что около 80% зафиксированных обстрелов приходится по населенным пунктам отдельных районов Донецкой и Луганской областей, расположенным в непосредственной близости с линией соприкосновения. В результате страдают именно мирные жители.
А вот значительный процент потерь украинской армии, по имеющейся информации, в т.ч. из украинских источников, приходится на огонь по своим, неосторожное обращение с оружием, подрыв на собственных немаркированных минных полях.
Сейчас установление режима прекращения огня и его последующая стабилизация являются ключевой задачей. Затем должно последовать разведение сил сторон, создание демилитаризованных зон, гарантии того, чтобы отведенная военная техника не возвращалась вновь в зону безопасности. Важно обеспечить, чтобы разведение сторон и демилитаризация проходила четко в соответствии с договоренностями, а не так как было в Широкино. Для этого необходимы гарантии того, что после отвода сил эти зоны не будут опять захвачены.
Рассчитываем, что переговоры по этим вопросам, которые идут в подгруппе по безопасности Контактной группы, позволят добиться реального прогресса. Такому исходу должны способствовать и усилия на высоком уровне стран-участниц «нормандской четверки».
В практическом плане ключевую роль будут играть Совместный российско-украинский центр контроля и координации, а также наблюдатели СММ. К сожалению, украинская сторона, фактически, разваливает этот важный инструмент. В частности, устроена обструкция российским военным, Киев требует их отвода на территорию под контролем ополчения. Выдвинуты абсурдные и необоснованные обвинения против заместителя российского представителя в СЦКК Владимира Чебана.
Указанные первоочередные меры должны устранить основные причины напряженности на линии соприкосновения – обстрелы населенных пунктов, захват «серых зон», приводящий к опасному сближению передовых позиций, «пропажи» со складов и появление в зоне безопасности тяжелых вооружений. Еженедельный доклад СММ указывает на «исчезновение» с украинских складов более 700 единиц военной техники!
Помимо этого требуют проверки поступающие сведения о переброске в зону конфликта дополнительных вооружений, в т.ч. авиации, о «зачистках» населенных пунктов у линии соприкосновения, например, в Марьинке. Все это может свидетельствовать о том, что Киев так и не отказался от военного сценария.
Сохранение напряженности на линии соприкосновения не может быть использовано в качестве предлога для отказа от согласования политических вопросов урегулирования. Эту тактику Киев применял уже слишком долго.
При реализации «Комплекса мер» необходимо исходить из того, что политические аспекты могут быть реализованы только при условии выполнения необходимых требований безопасности и наоборот.
Модальности местных выборов должны быть оформлены украинским законодательством именно в согласованном с Донецком и Луганском виде. Односторонние шаги со стороны Киева – внесение в Верховную Раду несогласованных законопроектов по данной теме и иных действиях, связанных с выборами, вроде назначения даты их проведения – вызовут неизбежную зеркальную реакцию со стороны Донбасса.
Необходимо внести изменения в закон об особом порядке местного самоуправления (об особом статусе), как об этом договорились лидеры «нормандской четверки» в Париже в октябре 2015 г., согласовать порядок его введения в действие на основании т.н. «формулы Ф.-В.Штайнмайера». Должен вступить в силу закон об амнистии, надо реализовать пункт «Комплекса мер» о запрете преследования и наказания лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Без решения этих вопросов проведение выборов бессмысленно. Люди должны знать, за что они будут голосовать, какой статус они получат после выборов. Естественно, что т.н. «антитеррористическая операция» должна быть к этому моменту прекращена.
Недопустимо выставлять дополнительные условия для проведения выборов, искажающие или прямо нарушающие «Комплекс мер», а также имеющие целью необоснованное затягивание политического процесса.
Одно из них – требование вернуть контроль над границей. Возвращение контроля над границей может состояться только после того, как будут обеспечены правовые гарантии прав жителей Донбасса, как они изложены в примечании к «Комплексу мер». Разумеется, должна быть, будет полностью исключена возможность рецидива карательной операции. Именно такая логика и отражена в «Комплексе мер»: сначала выборы и реализация особенностей местного самоуправления, затем – вместе с конституционной реформой восстановление контроля над границей.
Благодарю за внимание.