Пресс-релиз № 82

Печать

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 26 мая 2016 года
Уважаемый г-н Председатель,
Хотели бы обратить внимание коллег на телефонный разговор лидеров «нормандского формата», который состоялся 24 мая с.г. Одним из его важнейших результатов стало подтверждение необходимости всеобъемлющего выполнения минского «Комплекса мер».
В последнее время мы наблюдали целый ряд предлогов и поводов, под которыми Киев саботировал продвижение в реализации политических пунктов «Комплекса мер».
Во-первых, это нагнетание напряженности на линии соприкосновения. Систематическое, последовательное продвижение передовых позиций с занятием ранее демилитаризованной территории – очевидное и преднамеренное действие, направленное на эскалацию напряженности. Наиболее показательные примеры – выдвижение под Ясиноватой с обстрелом трассы Донецк – Горловка, а также перенос блокпоста под Березовым с последующим обстрелом Еленовки. Как подчеркнул на брифинге 23 мая с.г. в Вене зам.главы СММ А.Хуг, за выдвижением ВСУ к Еленовке последовала эскалация напряженности в этом районе, который постепенно превращается в новую «горячую точку». Приветствуем, кстати, возобновление работы контрольного пункта въезда - выезда (КПВВ) ополчения у Еленовки, которое стало возможным в связи в т.ч. с отводом с позиций 14-ой отдельной механизированной бригады ВСУ, которая вела обстрел КПВВ. Призываем Киев облегчить положение жителей Донбасса и немедленно снять неправомерные ограничения на свободу передвижения граждан, которые подвергаются угрозам сутками стоя в очередях перед украинскими КПП. Так в ночь с 21 на 22 мая более 50 человек, пройдя КПП ополченцев в Еленовке были вынуждены провести ночь уже около украинского блокпоста, который силовики закрыли в 16 часов. 24 мая наблюдатели ОБСЕ информировали о смерти стоявшего в очереди на украинском КПП в Станице Луганской мужчины от сердечного приступа.
Наблюдаем также последовательное наращивание вооружений в зоне безопасности, проведение учений по сценарию нападения. 14 мая СММ информировала о переброске из Днепропетровской области двух механизированных батальонов, включая 31 танк Т-64, 53 БМП-2, 2 БТР, 8 бронемашин и машины обеспечения. По информации наблюдателей от 20 мая, силовики в Новоайдаре проводили учения по отработке действий в наступлении с форсированием реки. Сообщается об обстреле позиций ДНР в Коминтерново в ночь на 23 мая и блокпоста ЛНР в Станице Луганской вечером 17 мая. Практически ежедневно в «зоне безопасности» фиксируется украинская военная техника в нарушение «Комплекса мер». 20 мая наблюдатели сообщили о 12 противотанковых орудиях в Желанном и Новожеланном, а 21 мая зафиксировано ещё 3 противотанковых оружия в Водяном. В результате проверки складов ВСУ 16 - 24 мая на них не обнаружена 261 единица вооружений.
Что касается упомянутого некоего беспилотника, замеченного СММ в апреле в Донбассе, то в докладах Миссии речь идет о «неопознанном БПЛА», а в распространенной презентации зам.главы СММ А.Хуга от 23 мая с.г. высказано лишь предположение о возможном типе данного дрона на основе приложенного размытого снимка.
В качестве дополнительного предлога для ухода от согласования модальностей выборов в Донбассе Киев ссылался на внутриполитическую обстановку. Сначала правительственный кризис не мог разрешиться несколько месяцев. Теперь, когда назначен новый премьер-министр, на сцену выходит националистическая группировка «Азов» и объявляет выполнение минских договоренностей капитуляцией. Заявляет, что требование нации – не выполнять их. Отметим удивительную организованность и нарочитую театральность манифестации «Азова».
Считаем важным подчеркнуть: выполнение минских договоренностей – это не капитуляция Украины, а возможность восстановить суверенитет, встать на путь восстановления национального согласия, выработать такую модель, которая обеспечила бы защиту прав и интересов всех слоев населения страны во всех ее регионах.
Первоочередной задачей считаем немедленное прекращение обстрелов украинскими вооруженными формированиями населенных пунктов Донбасса. Если в сводках из Киева указываются, как правило, потери среди военнослужащих, то в сводках ополчения – в основном разрушения инфраструктуры и пострадавшие мирные жители. Впрочем, по имеющимся данным, среди потерь украинских военнослужащих значительный процент составляют т.н. небоевые потери, а также потери в результате «дружественного огня» перестрелок между ВСУ и добровольческими батальонами. СММ информирует о жертвах среди украинских солдат и жителей территории под контролем Киева в результате подрыва на минах, заложенных силовиками. 18 мая в Павлополе погиб молодой человек и тяжелые увечья получил мужчина в результате подрыва трактора на противотанковой мине.
Соответствующие решения по деэскалации должны быть приняты в рамках Контактной группы, реализованы при поддержке и контроле со стороны СММ и СЦКК. Главное внимание наблюдателей должно быть сосредоточено на зоне безопасности, в особенности, на горячих точках – имеющихся и потенциальных.
В том, что касается ситуации с ретранслятором в Донецке, обстоятельства этого происшествия проясняются. Наша позиция о целесообразности более плотного, равнозначного зеркального наблюдения по обе стороны линии соприкосновения в зоне безопасности остается неизменной. Приветствуем открытие очередного опорного пункта СММ в Счастье.
Решения по деэскалации могут быть реализуемы только, если они будут согласованы с представителями Донецка и Луганска. Пытаться отстранить их от урегулирования, как это хочет сделать Киев, контрпродуктивно и ведет лишь к затягиванию процесса.
Вопрос о вооружении наблюдателей СММ или направлении в Донбасс некоей полицейской миссии, в отличие от того, что заявляют некоторые представители Украины, еще не согласован. Он должен решаться в рамках Контактной группы с представителями Донбасса. Односторонние заявления, пропагандистские «вбросы» значительно ухудшают условия работы СММ, затрудняют взаимодействие с местными властями.
Необходимо согласовать модальности местных выборов в Донбассе и поправки в закон об особом статусе региона, реализовать положение «Комплекса мер» о помиловании и амнистии путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Это целесообразно делать в едином пакете. Провести всеобъемлющую конституционную реформу. Соответствующие конструктивные предложения нашим коллегам по «нормандскому формату» переданы. Они хорошо известны и членам Контактной группы и ее профильных подгрупп.
На всякий случай еще раз напомним – п.9 «Комплекса мер» предусматривает, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования.
Также хотели бы обратить внимание на то, что украинский сайт «миротворец» с перечнем потенциальных и реальных жертв внесудебных расправ на Украине, который был временно закрыт в связи с публикацией списка аккредитованных в Донбассе журналистов, возобновил свою работу.
Благодарю за внимание.