Пресс-релиз № 73

Печать

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой,
Москва, 19 мая 2016 года

О пропавшем авиалайнере А320 авиакомпании «Egypt Air»
Хотела бы сделать исключение и, немного отойдя от нашего традиционного формата, начать наш сегодняшний брифинг не с графика Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, а с одной трагической новости, которая сегодня нас всех действительно поразила  – об исчезнувшем лайнере А320, который принадлежит египетской авиакомпании «Egypt Air».
В настоящее время информации о российских гражданах среди пассажиров исчезнувшего авиалайнера, который следовал по маршруту Париж-Каир, нет. Мы располагаем сведениями об иностранцах на борту этого самолета, и россиян среди них не выявлено.
Детали случившегося еще предстоит выяснить. Мы находимся в контактах с нашими партнерами, чтобы прояснить, что случилось. Хотела бы выразить искренние соболезнования странам и народам, которых напрямую коснулась эта трагедия.

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
в четвертом заседании стратегического диалога Россия-ССАГПЗ
26 мая в Москве состоится четвертое заседание стратегического диалога Россия-Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В нем примут участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров, его коллеги, представляющие шесть стран-членов Совета сотрудничества – министры иностранных дел Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Кувейта и Омана, а также Генеральный секретарь данной субрегиональной Организации. Это первое мероприятие такого рода, которое будет организовано в нашей стране (ранее заседания в формате Россия-ССАГПЗ проводились в Абу-Даби, Эр-Рияде и Эль-Кувейте).       
Россия последовательно выступает за наращивание многоплановых связей с арабскими государствами Залива как на двустороннем, так и многостороннем уровнях. Исходим из того, что тесное взаимодействие с аравийскими монархиями отвечает долгосрочным российским интересам, способствует укреплению наших позиций в зоне Персидского залива, на всем пространстве Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).
Активные контакты с ССАГПЗ являются одновременно неотъемлемой составной частью российских связей с исламским миром, способствуют продвижению наших разноплановых, в том числе деловых позиций в мусульманском сообществе, привлечению финансовых средств в отечественную экономику на взаимовыгодных условиях.
Россия поддерживает с государствами-членами ССАГПЗ интенсивный политический диалог, затрагивающий наиболее сложные процессы, разворачивающиеся сейчас в мире и непосредственно в этом регионе. Особое внимание на встрече в Москве будет уделено рассмотрению проблематики урегулирования конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке и Севере Африки, созданию предпосылок для перехода региона от затянувшейся кризисной стадии к стабильности и поступательному развитию, обеспечению надежной безопасности в зоне Персидского залива.
Также придаем большое значение углублению координации между нашими странами в области противодействия транснациональному терроризму и экстремизму, нейтрализации других вызовов и угроз в регионе, налаживанию межконфессионального и межцивилизационного диалога.
Одной из приоритетных тем предстоящего совещания в российской столице будет развитие торгово-экономической и инвестиционной кооперации. Российские экономические операторы проявляют растущий интерес к участию в крупных проектах, которые реализуются и планируются странами Залива. Набирает обороты делегационный обмен, динамичное и устойчивое расширение взаимовыгодных связей, особенно в тех областях, в которых Россия и страны-члены Совета сотрудничества могут в максимальной степени использовать имеющийся потенциал партнерства, дополнять возможности друг друга. При этом в качестве наиболее перспективных направлений рассматриваем нефтегазовый сектор, финансы, энергетику, транспортную инфраструктуру, внедрение передовых российских технологий, в том числе в области «мирного атома», космоса, туризма, в культурной и гуманитарной сфере.
«На полях» заседания стратдиалога планируется проведение двусторонних встречи бесед Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с арабскими участниками этого мероприятия. В ходе них будет продолжено обсуждение вышеобозначенной проблематики, актуальных вопросов региональной и международной повестки дня. Состоится подробный обмен мнениями о путях дальнейшего развития отношений России с государствами Совета сотрудничества и данной субрегиональной Организацией в целом.

О развитии ситуации в Сирии
Переходя к региональной проблематике, хотела бы остановиться на развитии ситуации в Сирии. Этому была посвящена очередная встреча МГПС, об ее итогах рассказал Министр иностранных дел России С.В. Лавров.
Обстановка в Сирии по-прежнему весьма напряженная. При этом режим прекращения боевых действий (РПБД) в целом поддерживается, хотя имеют место отдельные нарушения. Такая ситуация, развитие обстановки не дают покоя террористам из ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры», продолжающим свои кровавые провокации, включая акты насилия против гражданского населения. Одновременно с этим «Джабхат ан-Нусра» активно вовлекает в свою деятельность боевиков других группировок, чье руководство объявило о соблюдении режима прекращения боевых действий.
Приведу факты, подтверждающие мои слова. 12 мая террористы из «Джабхат ан-Нусры» и союзных им формирований напали на алавитскую деревню Зара в провинции Хама. Возможно вы знаете, что они устроили массовую резню, не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. По различным данным, в Заре были убиты или замучены до смерти от 70 до 100 мирных жителей. Многие женщины и молодые девушки были похищены, уведены в рабство. Подобного рода преступлениям нет и не может быть никакого оправдания.
С серьезной озабоченностью следим за предпринимаемыми не без участия внешних сил попытками своего рода «ребрендинга» некоторых радикальных группировок, действующих на сирийской земле. Об этом со своими коллегами подробно говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров в Вене, а также упоминал на пресс-конференции. Стало известно, в частности, что на севере Сирии создается «зонтичное» формирование «Северный фронт» или «Северная армия», в составе которой предполагается объединить все антиправительственные формирования, действующие в провинции Алеппо.
В чем суть? Официально внешние «кураторы» ставят перед «подопечными» задачу борьбы с ИГИЛ на линии Мареа-Джарабулус. В числе участников «проекта» замечены такие группировки, как «Ахрар Аш-Шам», «Фейлак Аш-Шам», «Джейш Аш-Шам», «Движение Нур-эд-Дин Аз-Зенки», которым обещана помощь со стороны ВВС США и артиллерийское прикрытие со стороны Турции. По сути, речь может идти о создании вдоль турецкой границы некой обширной «зоны безопасности», которую внешние силы рассчитывают контролировать при содействии упомянутых сирийских незаконных вооруженных формирований (НВФ), не допуская туда ни правительственную армию, ни курдских ополченцев.
14 мая началась массированная переброска боевиков «Северной армии» и ее вооружений, включая танки, с турецкой территории через пограничный пункт Баб Аль-Хавар под тем предлогом, что на этом направлении, якобы преследуется цель вытеснения «Джабхат ан-Нусры» из Идлиба. Но пока трудно судить, что происходит на самом деле. Не исключено, что «нусровцы» сумеют интегрировать «товарищей по оружию» из числа «северян» в свои ряды и удвоят натиск на правительственные войска близ Алеппо.
На этом фоне не могли не отметить заявления Анкары о том, что именно Турция, якобы, как ни одна другая страна в мире, борется с терроризмом, а также вновь появившиеся в СМИ сообщения со ссылкой на официальных лиц Саудовской Аравии о якобы скором задействовании пресловутого «плана Б» по Сирии.
В этой связи хотели бы подчеркнуть, что в ходе состоявшегося 17 мая в Вене пятом министерском заседании Международной группы поддержки Сирии (МГПС), по итогам которого было принято совместное заявление (с ним можно ознакомиться на официальном сайте МИД России), никакой «план Б» не значится. Никаких договоренностей, серьезных обсуждений, решений по некому «плану Б» не принималось, серьезно об этом стороны вообще не говорили. На самом деле имело место подтверждение со стороны участников МГПС приверженности режиму прекращения огня, обеспечению доставки гуманитарной помощи всем нуждающимся сирийцам, прежде всего в осажденных и труднодоступных районах, и продвижению на политическом треке урегулирования в САР в соответствии с решениями СБ ООН (резолюцией 2254 СБ ООН).
Важнейшее значение для развития ситуации в Сирии имеет гуманитарная проблематика, ей было уделено значительное внимание в ходе венских переговоров и не только в формате заседания, но и на двусторонней основе. Достигнут существенный прогресс в сфере гумдоступа в осажденные районы. Остается ограниченным (но не закрытым) гумдоступ в Дарайю, Маадамию и Аль-Гамму в Дамасской области и в г.Растан в провинции Хомс. Сирийские власти санкционировали доставку туда медпомощи, школьных принадлежностей и детского питания (молоко). Кроме того, был разрешен завоз такой же номенклатуры в г.Дума. Задержки в движении ооновских конвоев вызваны, по большей части, обстрелами со стороны незаконных вооруженных формирований и опасениями в этой связи за жизни ооновского персонала. К сожалению, не обходится и без случаев самоуправства отдельных командиров на местах, но они крайне редки и мы не склонны их драматизировать.
В целом Дамаск последовательно проявляет настрой на конструктивное взаимодействие с профильными международными гумагентствами (это наша оценка). Существенно упрощена процедура согласования гумопераций (соответствующие обращения агентств по факту утверждаются в течение 5-7 дней). Сирийские власти разрешили завоз мобильных госпиталей во все блокированные районы, за исключением Дарайи. Этот буквально стертый с лица земли пригород Дамаска контролируется боевиками «Джабхат ан-Нусры», которые, практически, в нон-стоп режиме осуществляют боевые вылазки против правительственных блокпостов. Правительство Сирии также готово обеспечить оказание квалифицированной медпомощи на безвозмездной основе жителям всех этих районов в близлежащих государственных госпиталях, чем уже воспользовались, например, нуждающиеся из Мадаи.
Не решен вопрос с доставкой гуманитарных грузов в курдские районы провинции Хасеке. Анкара по-прежнему блокирует возобновление функционирования контрольно-пропускного пункта Нусейбин-Камышлы в нарушение положений резолюции 2258 СБ ООН о гуманитарном доступе через погранпункты.
Отмечаем как важную тенденцию того, что Правительство САР активно прилагает усилия для успеха инициированной им программы общесирийского примирения. Проведено несколько этапов амнистии для членов незаконных вооруженных формирований и армейских дезертиров. Это делается в двух форматах: на общегосударственном уровне на основании соответствующих президентских указов и в рамках заключения договоренностей о локальных замирениях, когда местным боевикам предлагается «урегулировать свой статус» и вернуться к мирной жизни.

О ходе межливийского урегулирования
Нас просили, в том числе наши итальянские коллеги-журналисты, по известным причинам, регулярно комментировать эту тему.
В этой связи хотела бы сказать, что запущенный в сентябре 2014 г. под эгидой ООН межливийский политический процесс, призванный положить конец гражданской междоусобице в Ливии и открыть путь для национального примирения, идет непросто. Об этом мы говорим и констатируем. Такая пробуксовка обусловлена сохраняющимися разногласиями у основных политических сил Ливии по параметрам реализации межливийского соглашения, подписанного в марокканском г.Схирате 17 декабря 2015 г. и закрепленного резолюцией 2259 СБ ООН.
В целях содействия выполнению схиратских договоренностей 16 мая в Вене состоялась очередная Международная министерская встреча по Ливии, в которой приняла участие российская делегация во главе с заместителем Министра иностранных дел России Г.М.Гатиловым.
По итогам форума было принято совместное заявление. В нем, в частности, отмечена приверженность государств-участников встречи обеспечению независимости, суверенитета и территориальной целостности Ливии. Выражена поддержка усилий Премьер-министра Ф.Сарраджа при содействии спецпредставителя Генсекретаря ООН по Ливии М.Коблера по формированию Правительства национального согласия и созданию общеливийских силовых структур для выполнения неотложных задач по обеспечению безопасности и правопорядка.
Рассчитываем, что принятые в Вене решения будут способствовать консолидации ливийских политических сил и их выходу на компромиссные развязки по имеющимся и остающимся спорным вопросам. Это позволит вновь созданным единым органам государственной власти начать полноценно функционировать, в том числе приступить к наведению порядка и восстановлению законности в стране, в первую очередь, нейтрализовать активность террористов, которые присутствуют в большом количестве на территории Ливии.

О текущей ситуации в Ближневосточном урегулировании
Тему о текущей ситуации в Ближневосточном урегулировании всегда держим во внимании.
Спад напряженности, который намечался между палестинцами и израильтянами, не должен вводить нас в заблуждение. Имевшие место в последнее время отдельные инциденты в Иерусалиме и на Западном берегу р.Иордан, а также недавнее обострение вокруг сектора Газа свидетельствуют о том, что обстановка на палестино-израильском направлении по-прежнему остается весьма взрывоопасной.
На этом фоне стагнация в мирном процессе и отсутствие переговорных контактов между сторонами играют на руку радикалам и экстремистам, не заинтересованным в установлении мира. Для возвращения ситуации в политико-дипломатическое русло (где на наш взгляд она и должна находиться) мы интенсивно ведем активную параллельную работу как с израильтянами, так и с палестинцами по двусторонним каналам. Одновременно в этих целях задействуем потенциал ближневосточного «квартета» международных посредников.
В настоящее время «четверка» завершает подготовку доклада о ситуации в БВУ. В этот документ должны войти рекомендации в интересах создания условий для перезапуска субстантивного (у журналистов всегда возникает вопрос о значении слова «субстантивные», стоит его заменить на «по существу») переговорного процесса между сторонами с целью продвижения урегулирования на общепризнанной международно-правовой основе. Исходим из того, что этот документ должен появиться и быть опубликован в конце мая.
Убеждены, что всеобъемлющее, справедливое и прочное ближневосточное урегулирование невозможно без создания независимого, жизнеспособного, территориально непрерывного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Реализация данной концептуальной задачи подразумевает в том числе прекращение оккупации палестинских и других арабских территорий, обеспечение надежной безопасности всех стран региона, включая Израиль, и нормализацию арабо-израильских отношений. Именно такое надежное урегулирование – залог успешного развития и процветания народов, населяющих этот регион.

О ситуации в Афганистане
Другой не менее проблематичный региона – Афганистан. В последнее время военно-политическая обстановка в этой стране остается напряженной. Регулярно информируем вас о ней. Движение талибов продолжает боевые действия в ряде областей этой страны. Наиболее сложная ситуация наблюдается в южной провинции Гильменд, четыре уезда которой уже захвачены экстремистами, в трех других происходят боестолкновения с правительственными силами.
По-прежнему вызывает обеспокоенность обстановка на севере ИРА, где талибы контролируют ряд районов и не оставляют попыток захвата провинциальных центров. Не снижает активности и афганская «ветвь» группировки ИГИЛ, стремящаяся расширить свое влияние на приграничные государства Центральной Азии северные области Афганистана.
Отмечаем, что предпринятые ранее четырехсторонней контактной группой в составе представителей Афганистана, Пакистана, США и Китая попытки побудить талибов к примирению, к сожалению, не дали результата. (Это наша оценка, которая базируется на основе фактов, развитии ситуации на земле.) Позитивным моментом считаем ведущиеся переговоры между представителями Кабула и оппозиционной Исламской партией Афганистана. Вместе с тем, эта группировка, как известно, не «задает тон» в формировании общей позиции антиправительственных сил по вопросу национального примирения в Афганистане.
Российская сторона готова оказывать содействие в продвижении переговорного процесса, в том числе гибко подходить к возможному ослаблению санкционного режима в отношении талибов, если это не противоречит национальным интересам Афганистана.

О процессе урегулирования в Южном Судане
С удовлетворением отмечают позитивные подвижки в деле нормализации ситуации в Республике Южный Судан (РЮС) – возвращение в Джубу в конце апреля лидера вооруженной оппозиции Р.Мачара и формирование Переходного правительства национального единства в соответствии с подписанными в августе 2015 г. мирными соглашениями по урегулированию внутреннего конфликта в этой стране.
Высоко оцениваем в этой связи посреднические усилия Африканского союза, восточноафриканской Межправительственной организации по развитию (ИГАД).
Выступаем за выверенные политико-дипломатические шаги в поддержку мирного процесса в РЮС. Считаем, что на нынешнем, крайне деликатном этапе урегулирования южносуданским сторонам необходимо дать время для выполнения всех достигнутых договоренностей.
Россия в качестве постоянного члена СБ ООН готова и далее всемерно способствовать процессу дальнейшей нормализации ситуации в Южном Судане.

О продлении мандата временных сил безопасности ООН в Абьее
В рамках усилий международного сообщества по нормализации межсуданских отношений посредством содействия реализации комплекса договоренностей, зафиксированных в «Совместном протоколе о сотрудничестве», подписанном президентами Республики Судан и Республики Южный Судан в сентябре 2012 г. в Аддис-Абебе, включая соглашение о временном администрировании и обеспечении безопасности в приграничном районе Абьей, 12 мая СБ ООН единогласно принял резолюцию 2287 по вопросу продления мандата Временных сил ООН по обеспечению безопасности в Абьее до 15 ноября 2016 г.
Убеждены, что вопрос об окончательном статусе этого района должен быть решен путем добрососедского диалога между Хартумом и Джубой, нацеленного на достижение взаимоприемлемого компромисса, при поддержке ООН и Афросоюза. Наращиванию плодотворного взаимодействия между двумя государствами призвано способствовать формирование и эффективное функционирование переходного Правительства национального единства в Южном Судане.

К ситуации на Корейском полуострове
Внимательно отслеживаем развитие обстановки на Корейском полуострове. Речь идет не только об одном из наиболее застарелых проблемных очагов нестабильности в АТР, но и районе, непосредственно прилегающем к дальневосточным рубежам Российской Федерации.
Можем констатировать, что вызывает удовлетворение то, что тревожные прогнозы о возможных нарушениях резолюций СБ ООН со стороны КНДР в период проведения 7-го съезда Трудовой партии Кореи не оправдались. Об этом много говорили, нас спрашивали относительно прогнозов. Пессимистические прогнозы, к счастью не оправдались. Рассчитываем, что северокорейская сторона будет и далее следовать ответственной линии, соблюдать обязательства КНДР как члена ООН.
Обратили внимание на ряд инициатив по разрядке напряженности в межкорейских отношениях и оздоровлению обстановки на полуострове, выдвинутых руководством  Северной Кореи на партийном форуме. Надеемся, что все стороны, к которым обращен призыв Пхеньяна, не будут «рубить с плеча» и отказываться от этих предложений, делать какие-то поспешные выводы, а, прежде всего, тщательно их проанализируют для того, чтобы принять соответствующие ответственные решения.
Убеждены, что движение к миру и стабильности в Северо-Восточной Азии должно носить взаимный, встречный характер и осуществляться при деятельном участии всех сторон, присутствующих в регионе. Такой подход, о чем мы неоднократно говорили, позволил бы создать предпосылки для нормализации двусторонних отношений КНДР с РК, США и Японией, перейти к практической работе по формированию многосторонних механизмов обеспечения безопасности и сотрудничества в данном регионе на равной и недискриминационной для всех участников основе. Под этим углом рассматриваем и перспективу разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП). Мы полагаем, что ее неурегулированность до сих пор, является основным «генератором» военно-политической напряженности в этом регионе.
В данной связи особо хотелось бы указать на актуальность задачи снижения уровня военной активности в этом регионе. Считаем недопустимым использовать тезис о «северокорейской ракетно-ядерной угрозе» для достижения односторонних военных преимуществ, а также массированного «закачивания» в регион новых видов и систем вооружений, включая развертывание там нового позиционного района ПРО как регионального сегмента перспективной глобальной ПРО США.
Российская сторона неизменно готова к самому тесному взаимодействию со всеми заинтересованными государствами в интересах обеспечения мира и стабильности в этом регионе, достижения политико- дипломатического урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова.

О ситуации в Бразилии
К нам поступает много вопросов с просьбой прокомментировать политическую ситуацию в Бразилии. Понимаем, что политическая ситуация – внутреннее дело этого государства. В то же время мы готовы поделиться нашими оценками.  
МИД России уже неоднократно комментировал данный вопрос, в том числе в связи со временным отстранением от власти и началом процедуры импичмента Президента Бразилии Д.Роуссефф.
Мы продолжаем пристально отслеживать происходящие процессы в этом государстве. Уверены, что традиционно дружественный нам бразильский народ преодолеет этот весьма непростой период в своей истории в рамках конституционно-правового поля, с опорой на сильные демократические институты и традиции этого государства. Считаем, что возникающие проблемы должны быть урегулированы самими бразильцами в мирном русле путем политического диалога, без какого-либо деструктивного вмешательства или влияния извне. Все это нужно для того, чтобы сохранить  политическую стабильность и национальное единство. Надеемся, что эффективность и устойчивость региональных многосторонних структур позволит латиноамериканскому сообществу выработать оптимальную позицию по бразильскому вопросу в рамках традиционной солидарности.
Рассматриваем Бразилию в качестве одного из приоритетных партнеров в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Мы конструктивно сотрудничаем в ООН, «двадцатке», БРИКС. Надеемся на дальнейшее поступательное развитие российско-бразильского стратегического партнерства как в двустороннем, так и многостороннем форматах на благо международной безопасности и стабильности, развития наших стран, в интересах народов и, безусловно, в интересах укрепления многополюсного демократического миропорядка.

О подготовке к Всемирному гуманитарному саммиту
23-24 мая в Стамбуле по инициативе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна состоится Всемирный гуманитарный саммит. Цель мероприятия – обсуждение путей укрепления системы международного реагирования на чрезвычайные гуманитарные ситуации, вызванные стихийными бедствиями и вооруженными конфликтами. В последнее время, на фоне беспрецедентного нарастания конфликтного потенциала в международных отношениях, мы наблюдаем рост числа и масштабов гуманитарных кризисов, все чаще приобретающих затяжной характер.
Выбранный организаторами саммита подход к его подготовке с самого начала вызывал у многих стран, в том числе и России, вопросы относительно формата проведения мероприятия и статуса его итоговых документов.
Накануне саммита Секретариатом ООН подготовлен широкий набор амбициозных добровольных «обязательств» в гуманитарной сфере, который, как рассчитывают организаторы, станет его главным итогом и будет принят всеми участниками данного форума. Содержание отдельных из них выходит далеко за рамки международного гуманитарного реагирования и задач саммита. Например, отказ постоянных членов СБ ООН от использования в определенных случаях права вето, ограничение государствами своего суверенитета ради обеспечения срочного «гуманитарного доступа», обеспечение конкретных объемов финансирования на гуманитарные нужды.
У нас вызывают вопросы т.н. «обязательства», которые разрабатывались Секретариатом ООН самостоятельно, без участия государств-членов Организации. Вместе с тем, основное бремя по их выполнению должно лечь именно на правительства. Подчеркну, что здесь есть очень большая проблема, так как разработанные предложения не могут существовать в отрыве от конкретной ситуации и, безусловно, приниматься без соответствующего вклада самих государств. Таким образом, складывается ситуация, что государствам-членам предлагают взять на себя обязательства без какого-либо обсуждения. Российские предложения и замечания неоднократно предоставлялись организаторам саммита, однако оказались попросту проигнорированными. Проведение многочисленных брифингов для государств-членов накануне саммита не считаем адекватной и существенной заменой должного переговорного процесса, который здесь был просто необходим.
В этой связи Россия направила письмо Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну и государствам-членам Организации с изложением данной позиции и уведомлением о непринятии подготовленных Секретариатом ООН обязательств, даже при том, что мы пониманием, что они будут носить  исключительно добровольный характер.
Еще раз хотела бы напомнить, что Россия – последовательный и ответственный участник международного гуманитарного сотрудничества и является крупным донором гуманитарной помощи. Поэтому уклоняться от участия в саммите мы не собираемся. В Стамбул направляется межведомственная делегация во главе с заместителем Министра МЧС Российской Федерации. Запланированы наши выступления в ходе пленарного заседания, двух министерских «круглых столов», а также специальных тематических сессий.
Исходим из того, что саммит станет отправной точкой для предметных межправительственных переговоров по всему спектру международной гуманитарной повестки дня и уже по их итогам будет принята соответствующая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН.

О последствиях продолжающейся на юго-востоке Турции «антитеррористической операции»
Констатируем, что, несмотря на все усилия международного сообщества и многочисленные призывы правозащитников, боестолкновения в юго-восточных провинциях Турции, к сожалению, приобрели затяжной и кровопролитный характер. Только по официальным данным с июля 2015 г. в зоне «антитеррористической операции» погибло около 300 мирных жителей.
Ежедневно из региона поступает информация о новых жертвах. 10 мая в провинции Диярбакыр сторонниками Рабочей партии Курдистана был совершен подрыв полицейского автобуса. Погибли трое полицейских, ранено 45 человек. Боестолкновения между правительственными силами и курдскими ополченцами продолжаются в Диярбакыре, Мардине, Хаккяри и Шанлыурфе. Ранены десятки человек. Около двух месяцев длится военная осада г.Шырнак.
На днях операцию турецких силовиков на юго-востоке в очередной раз жестко осудил Верховный комиссар ООН по правам человека З.Раад аль-Хусейн, призвавший расследовать многочисленные нарушения прав человека, включая имеющуюся информацию о массовых сожжениях людей в Джизре, умышленных обстрелах гражданского населения, в том числе женщин и детей, с привлечением тяжелой военной техники, проверить информацию о пытках, намеренном недопущении медперсонала к раненым, уничтожении жилья и гражданской инфраструктуры. Эти случаи  привели к вынужденному перемещению большого числа местных жителей. Поддерживаем обращение Верховного комиссара к властям Турции обеспечить независимым наблюдателям допуск в юго-восточные провинции с целью мониторинга гуманитарной ситуации.
Очень хочется надеяться, что в дни проведения саммита, посвященному именно гуманитарной проблематике, тема гуманитарного произвола, который сохраняется в этой стране, не будет «заметена под ковер». И люди высокого уровня, которые приедут действительно обратят свое внимание, а самое главное, внимание Анкары на то, что происходит непосредственно в этой стране.     
В свете катастрофических последствий военной операции для населения еще раз призываем официальную Анкару как можно скорее вернуться к мирным способам урегулирования курдского вопроса.

О случаях сексуального насилия над детьми в лагере для сирийских беженцев в Турции
Выражаем глубокую озабоченность в связи с сообщениями в СМИ о множественных случаях сексуального насилия над детьми в турецком лагере для беженцев Низин в провинции Газиантеп. По имеющейся у нас информации, с сентября 2015 г. по январь текущего года от насилия сексуального характера пострадали не менее 30 несовершеннолетних сирийских беженцев в возрасте от 8 до 12 лет.
На фоне того, что происходит в лагерях для сирийских беженцев на территории Турции, радужные и оптимистические заявления отдельных руководителей стран-членов ЕС и высокопоставленных чиновников в Брюсселе по итогам недавнего посещения ими именно этого лагеря для беженцев выглядят весьма странно, а можно даже сказать абсурдно. По их словам, сегодня Анкара «показывает всему миру пример того, как следует обращаться с беженцами» (вы знаете, так с беженцами не следует обращаться) и «открывает перед ними новые возможности и новые перспективы». Ни одному человеку не пожелаешь таких перспектив. Вскрывшиеся факты в очередной раз говорят о необходимости более тщательного анализа сложившейся ситуации как со стороны Евросоюза, так и всего международного сообщества в целом.  Евросоюз, по сути, сделал ключевую ставку на Анкару при решении проблемы с беженцами в Европе.
Сирийские беженцы, которые пришли в Европу, искали защиты и лучшей жизни для себя и своих детей, пришли туда для того, чтобы защититься от ситуации, которая развертывается в регионе Ближнего Востока и Севера Африки, в том числе благодаря неразумной, глупой, недальновидной политике наших западных коллег. Сначала вы вынудили их покинуть свои дома, а теперь практически высылая этих людей в Турцию, принуждаете их к такому рабскому существованию.     
Эти возмутительные преступления в лагере Низип, на наш взгляд, требуют активной реакции со стороны Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и других профильных международных структур. Это тем более важно с учетом того, что представители международных гуманитарных организаций весьма избирательно допускаются турецкими властями в лагеря для беженцев, что создает благоприятные предпосылки для совершения там подобных и иных преступлений.

О деструктивной политике Турции вокруг Крыма
Хотели бы поделиться с вами оценками в связи с очередной серией заявлений властей Турции на тему Крыма и «положения крымских татар», в том числе в контексте очередной годовщины незаконной депортации этого народа в СССР в 1944 году.
Очевидно, что позиция Анкары по отношению к воссоединению Крыма с Россией, социально-политической обстановке в Крымском федеральном округе тенденциозна, крайне политизирована, и понимаем, что она не изменилась. Напротив, предвзятость турецкого руководства по этим вопросам растет прямо пропорционально антироссийской пропаганде в целом.
С самого начала кризиса на Украине Турция предпочла проигнорировать его истинные причины, которые привели к разгулу ультраправых националистических настроений, фактическому расколу украинского общества и государства и, как следствие, выходу из него на законных основаниях Крыма.
Анкара также проигнорировала тот факт, что это было свободное волеизъявление населения полуострова, народа, который многие годы боролись за право высказаться по этому вопросу. К сожалению, Турция посчитала для себя выгодным квалифицировать референдум и воссоединение России и Крыма как «незаконную аннексию». А в последнее время они пошли еще дальше и называют это «оккупацией». Хочется спросить: от кого мы слышим эти слова? Напомню, что на Кипре, одна треть территории находится под оккупацией более сорока лет, вы знаете, кто оккупировал эту территорию. По линии ООН до сих ведется работа по поиску без вести пропавших – жертв турецкой военной интервенции. Поэтому, когда вы говорите такие слова про оккупацию, интервенцию и т.д. начните с себя и тогда, может быть, мы вас послушаем. А когда вы нас безосновательно обвиняете нас в том, что мы не совершали, то мы будем напоминать о том, что делали вы.
Нынешнее руководство Турции, действуяет в русле собственных геополитических планов. Безусловно, это имперские амбиций, «фантомные боли». Мы все это констатируем и понимаем, что к реальности это не имеет никакого отношения.
К сожалению, Анкара осознанно спекулирует на теме незаконной депортации с территории полуострова в 1944 г. крымских татар, которым наряду с другими народами Крыма пришлось пережить репрессии того периода. Турецкий президент и правительство в пропагандистских целях усиленно стремятся использовать эту историческую трагедию, которая была осуждена и признана незаконной и преступной как Советским Союзом, так и современной Россией. Хотела бы напомнить, что Российская Федерация приняла и реализует широкий комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению крымско-татарского народа. Ежегодно в Крыму проходят траурно-мемориальные мероприятия, посвященные памяти жертв депортации. Дань памяти погибшим отдают не только крымские татары, но и представители других народов и конфессий полуострова.
Рекомендуем турецким властям и другим политическим деятелям во всем мире, которые спекулируют на этой теме, перестать пытаться заработать сомнительный политический капитал, а вместо этого уделять должное внимание истории собственного государства, а самое главное – тем реальным процессам, которые происходят в Крыму. Приезжайте. Но вы почему-то не едете. Чего-то боитесь? А мы вас там ждем, и все расскажем и покажем. Даже не столько мы, сколько сами крымчане. Мы получаем большое количество писем от них, в которых пишут, что устали слышать несправедливые обвинения. Говорится, что пусть приезжают те, кто нас и российские власти обвиняет. Мы как люди, здесь живущие, расскажем о проблемах, которые существуют и о том, что удалось сделать за это время. В этой связи повторю: не бойтесь, приезжайте.
Вместо объективной оценки реалий в Республике Крым и позитивных комплексных шагов, предпринимаемых в интересах местных татар, с целью решения накопленных за «украинский период» проблем, турецкими политиками взят курс на поддержку малочисленной группы одиозных руководителей структур и организаций, например, «Меджлиса крымско-татарского народа». Эта структура в своем нынешнем виде давно утратила доверие в Крыму и уж точно не представляет крымских татар. Она не раз дискредитировала себя подрывными и экстремистскими действиями и шагами, которые направлены против всего населения полуострова как крымских татар, так и других национальностей. Чего стоит одна только поддержка энергетической блокады региона? Напомню, что деятельность «Меджлиса» решением Верховного суда Республики Крым от 26 апреля текущего года запрещена на территории Российской Федерации. В «послужном списке» этого «общественного объединения» – организация совместно с украинскими ультраправыми националистами транспортной, продовольственной и энергетической блокады Крыма, в том числе формирование некоего «мусульманского батальона», который явно преследует немирные цели, которые не относятся ни к улучшению обстановки в регионе, а наоборот исповедуют совершенно другие цели и задачи.
Такая политика никак не способствует реальному улучшению положения крымско-татарской части многонационального населения полуострова и направлена лишь на разжигание межнациональной розни и дестабилизацию ситуации в этом российском регионе.

О заявлении представителя Верховного комиссара ООН по правам человека по поводу очередной годовщины депортации крымских татар
Обратили внимание на заявление для прессы представителя Верховного комиссара ООН по правам человека Р.Колвилла по поводу очередной годовщины депортации крымских татар.
Безусловно, это трагическая страница в истории Крыма. Именно поэтому одним из первых шагов российской власти после воссоединения Крыма с Россией стал Указ о реабилитации крымских татар и других народов, подвергшихся репрессиям. Была восстановлена историческая справедливость. Именно благодаря этому постепенно устраняются последствия депортации крымских татар и других народов с территории Крыма.
Вызывает глубокое сожаление, что Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) фактически воспользовалось печальной для нашей страны датой в истории Крыма для того, чтобы воспроизвести ряд необоснованных претензий в адрес российских властей, обвинив их в нарушении прав крымских татар.
В действительности только воссоединение Крыма с Россией сделало по-настоящему возможными реабилитацию и восстановление законных прав и интересов крымско-татарского народа, которые до этого в течение более двадцати лет игнорировались либо нарушались властями Украины. Рекомендации и замечания на этот счет со стороны многочисленных международных правозащитных структур и институтов УВКПЧ предпочитало все эти годы не замечать. То есть 20 лет никакой проблемы крымско-татарского народа не было. Она появилась только сейчас. Конечно, это политизация вопроса.
В последнее время Россией предпринимаются значительные усилия, о некоторых я уже сказала, по улучшению положения всех народов Крыма, включая крымских татар. Сегодня крымские татары представлены во всех структурах власти Республики Крым, включая местное самоуправление, правоохранительные и контролирующие органы. Обеспечивается возможность получения образования на крымско-татарском языке. Функционируют крымско-татарские СМИ.
Полагаем, что необоснованная и политически ангажированная критика в адрес России не подобает уровню ООН. Все-таки необходимо использовать достоверные факты и опираться на то, что происходит на земле в реальности. Необъективные подходы к оценке правозащитной ситуации не только подрывают высокий статус Верховного комиссара ООН по правам человека и возглавляемого им Управления, но и фактически подыгрывают тем деструктивным силам, которые пытаются использовать тематику крымских татар в своих конъюнктурных интересах.

Из ответов на вопросы:
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать решение украинских властей о переименовании города Днепропетровска?
В связи с тем, что пропавший в Средиземном море самолет резко потерял связь и высока вероятность теракта, не считаете ли Вы, что эта катастрофа может отсрочить решение о возобновлении воздушного сообщения между Россией и Египтом?
Ответ: Начнем с действительно важного. По поводу катастрофы я уже сказала и еще раз хотела бы повторить, что сейчас самое важное – это понять, что произошло. Какие-либо предварительные оценки весьма опасны, потому что они основаны на предположениях, а не на фактах. Сейчас необходимо восстановить, что произошло, после чего будут сделаны соответствующие выводы, и можно будет говорить о дальнейших шагах и заявлениях. Безусловно, свою оценку мы дадим, но только после того, как будет установлено, что произошло в действительности.
Что касается переименования города Днепропетровск на Украине. Вы знаете, с одной стороны – это внутреннее дело этого государства, а с другой – мы и весь мир, безусловно, вовлечены в то, что сейчас происходит на Украине. Понимаете, делать можно все, что угодно. Можно как угодно изгаляться, но все-таки необходимо знать историю. Ведь эти самые депутаты, как они себя называют, мотивировали это решение исполнением «закона о декоммунизации». Если вы исходите из декоммунизации и говорите о том, что вам важна реальная история и вы исходите из того, что история должна быть деидеологизирована. Именно это является основной претензией Украины, нынешних украинских властей, как они называют, к коммунистическому периоду своей истории. Тогда вы должны знать свою историю. Вы должны знать, что этот город назывался никак не Днепр, а Екатеринослав. В его истории было переименование в Новороссийск. Это необходимо знать, иначе вы просто выглядите глупо и кажетесь какими-то «зомбированными неучами». Мне кажется, по большому счету, вы позорите украинский народ, который вы представляете. Какая может быть еще реакция? Честно говоря, после таких решений, которые абсолютно оторваны от каких-то исторических реалий, я начала переживать за возможность сокращения и других названий – Херсон, Запорожье и Саакашвили.
Вопрос: Мы обратили внимание на то, что в последние дни внутри китайской провинции Тайвань появились некоторые новые моменты. Мы хорошо знаем, что российская позиция очень четкая и ясная. Это многократно подтверждалось в официальных китайско-российских двусторонних заявлениях и декларациях. Как представитель МИД России, как Вы можете прокомментировать данный новый момент?
Ответ: Я так понимаю, что под «новым моментом» Вы подразумеваете выборы, которые прошли на Тайване. Действительно, мы следим за развивающейся ситуацией. Нам известно, что на Тайване прошли выборы, а завтра состоится церемония вступления в должность нового руководства местной администрации. В этой связи хотели бы подчеркнуть, что кто бы ни возглавил администрацию на острове, позиция Российской Федерации по тайваньскому вопросу является последовательной, твердой и неизменной. Мне кажется, Вы с ней очень хорошо знакомы, исходя из Вашего вопроса. Российская сторона признает, что в мире существует только один Китай. Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме. Еще раз скажу, что наша позиция по этому вопросу не претерпела каких-то изменений.
Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать информацию о состоявшемся сегодня «на полях» Совета НАТО на уровне министров иностранных в Брюсселе подписании протокола о присоединении Черногории к Североатлантическому альянсу?
Ответ: Наше негативное отношение к политике «открытых дверей» не зависит от конъюнктуры, а основывается на тех неблагоприятных политических и военных последствиях, которые возникали в связи с несколькими волнами экспансии альянса. Достаточно вспомнить, как на  протяжении многих лет нас убеждали, что вступление в НАТО государств Восточной Европы и Прибалтики улучшит наши двусторонние отношения, избавит их от фобий «тяжелого исторического наследия» и создаст в альянсе «пояс» дружественных России стран. На деле же расширение блока лишь обострило синдром «прифронтовых государств». И сегодня не только внешняя, но даже внутренняя политика этих стран во многом выстраивается вокруг тезиса о необходимости их «особой защиты».
Что касается состоявшегося подписания протокола о присоединении Черногории к Вашингтонскому договору, то оно лишь подтверждает стремление Брюсселя максимально форсировать вступительный процесс и придать ему необратимый характер. Ведь продолжающееся искусственное «втягивание» Подгорицы в альянс происходит на основе келейных договоренностей с черногорской «верхушкой» без учета мнения граждан этой страны и в обход тех самых демократических принципов и процедур, строгую приверженность которым НАТО столь активно декларирует. Иначе чем можно объяснить категорический отказ нынешнего руководства Черногории вынести данный вопрос на общенациональный референдум? По-видимому, только тем, что у дружественного нам черногорского народа еще свежи в памяти варварские натовские бомбардировки бывшей Югославии и результат свободного волеизъявления совсем не предопределен. Однако когда речь идет о геополитических амбициях НАТО, мнением граждан Черногории, похоже, вполне можно пренебречь.
Очередная натовская попытка изменить военный и политический ландшафт в Европе, особенно в условиях взятого в альянсе открытого курса на «сдерживание» нашей страны, неизбежно затрагивает интересы Российской Федерации и вынуждает нас к соответствующей реакции.