Пресс-релиз № 72

Печать

Об оказании Российской Федерацией помощи странам Центральной Азии
в 2008 – 2015 гг.

В 2008-2015 гг. помощь Российской Федерации странам Центральной Азии составила порядка 6,7 миллиардов долларов США.
Безвозмездная финансовая помощь на двусторонней основе составила более 4 миллиардов долларов США, по линии ООН - свыше 570 миллионов долларов, по линии Всемирного Банка и других структур -  более 1,3 миллиарда, по линии ЕАЭС - свыше 592 миллионов долларов США.
В российских высших учебных завелениях России ежегодно обучаются 150 тысяч граждан государств Центральной Азии, из них – 46 тысяч человек за счет государственного бюджета (около 100 миллионов долларов США в год); странам Центральной Азии переданы десятки тонн имущества и транспортных средств; списываются задолженности перед Россией; оказывается помощь в сферах безопасности, здравоохранения, чрезвычайная гуманитарная помощь; поставлены сотни тысяч тонн продовольствия и семян для более чем 100 тысяч домохозяйств.
В качестве официальной помощи развитию по линии международных организаций системы ООН денежные средства были выделены, в том числе:
- Программе развития ООН на Программу экономического восстановления;
- Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на программы модернизации систем здравоохранения; повышение качества педиатрической помощи в медицинских учреждениях первичного звена в Центральной Азии; укрепление готовности ВОЗ к возникновению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; содействие отдельным странам Восточного Средиземноморья и Центральной Азии в осуществлении Международных медико-санитарных правил; совместный с ВОЗ проект, направленный на укрепление систем здравоохранения в целях профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями;
- Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) на Программу школьного образования и медицинского обслуживания; Программу вакцинации против дифтерии; издание учебных и учебно-методических пособий и материалов для обучения русскому языку; реализацию проекта «Недоедание матерей и детей: призыв к срочным действиям»;
- Всемирной продовольственной программе (ВПП) на продовольственную помощь; программы школьного питания;
- Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) на поддержку промышленной интеграции стран-членов ЕврАзЭс; проекты по производству стройматериалов; создание регионального потенциала в странах СНГ для развития программ по решению глобальных экологических проблем;
- Объединенной программе ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) на повышение национального потенциала борьбы с ВИЧ/СПИД;
- Управлению ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН) на оказание содействия борьбе с наркотиками;
- Учебному и научно-исследовательскому институту ООН (ЮНИТАР) на повышение квалификации дипломатов из стран СНГ на базе МГИМО (У) МИД России;
Российские добровольные взносы в бюджет Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), а также Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) расходуются преимущественно на проекты в странах Центральной Азии.
В качестве официальной помощи по линии других международных организаций денежные средства были выделены, в том числе:
- Всемирному банку (через механизм трастовых фондов Международного банка реконструкции и развития) на противодействие продовольственному кризису; снижение негативного воздействия высоких цен на продовольствие; повышение потенциала стран Европы и Центральной Азии в области управления государственными финансами; содействие обмену опытом и знаниями в области управления государственными расходами; поддержку разработки и внедрения систем отчетности и статистики; повышение качества образования на основе разработки и реализации систем оценки достижений; содействие мерам социальной защиты; поддержание доступа к базовым социальным услугам во время и после глобального кризиса; на стимулирование обмена опытом между развивающимися странами в формате Юг – Юг; Программу борьбы с глобальным продовольственным кризисом; оперативные антикризисные меры социальной поддержки; управление государственными расходами и взаимное обучение (PEMPAL); укрепление потенциала в области статистики в странах Восточной Европы и Центральной Азии; Программу повышения потенциала стран Восточной Европы и Центральной Азии; Программу поддержки наращивания статистического потенциала в странах Восточной Европы и Содружества Независимых государств;
- ЕАЭС (через механизм Евразийского фонда стабилизации и развития) – на предоставление инвестиционных кредитов; реализацию Программы ЕврАзЭС по рекультивации хвостохранилищ в Центральной Азии; программы по возведению транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии;
- Совету Россия-НАТО на борьбу с наркотиками.
В качестве иного вклада содействию развития стран Центральной Азии можно также назвать накопленные российские инвестиции в государствах этого региона, которые на конец 2015 года составили порядка 18 миллиардов долларов США. В государствах Центральной Азии функционирует более 6600 российских и совместных (с российским участием) предприятий.