Пресс-релиз № 47

Печать

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 14 апреля 2016 года
Уважаемый господин Председатель,
В Донбассе сохраняется напряженная обстановка. Продолжаем фиксировать применение тяжелых вооружений украинскими силовиками, которые не собираются возвращаться на прежние позиции.
В течение последней недели Спецмониторинговая миссия ОБСЕ информировала о новых последствиях «неизбирательных» обстрелов ВСУ населенных пунктов под контролем ополчения. Разрушен жилой дом в Гольмовском (Донецкая область) в результате минометного удара с северного направления, где расположены позиции украинских силовиков. Воронки от снарядов обнаружены в нескольких метрах от местной поликлиники. От минометного удара с «западного направления», т.е. с украинских позиций, серьезные повреждения получил дом в Зайченко (Донецкая область). Зафиксировано множество артиллерийских ударов по окраинам Донецка, воронки от попадания снарядов по блокпосту формирований луганского ополчения в Первомайске с «северо-западного направления».
Наблюдатели сообщают об украинской военной технике в «зоне безопасности», которая подлежит отводу по минскому «Комплексу мер» и Дополнению к нему. Обнаружено 3 противотанковых орудия в Кременовке, 6 гаубиц в Новоайдаре, гаубица в Зеленом Гае, танк в Кирове, 10 танков в Правдовке, 12 противотанковых пушек в Желанном и Новожеланном, 6 орудий в Николаевке, противотанковое орудие в Первомайском и 10 танков в Авдеевке. Наблюдатели зафиксировали проведение учебных стрельб ВСУ у линии соприкосновения в поселке Зеленый Гай 11 апреля.
Результаты проверки складов ВСУ 7 - 11 апреля свидетельствуют об отсутствии на них 44 орудий калибром до 100 мм, 29 минометов и 48 танков.
Некоторые коллеги пытаются оспорить ответственность Киева за это обострение, ссылаясь на слова заместителя главы СММ А.Хуга о том, что не существует «серых» или нейтральных зон. Прозвучало и утверждение, что украинская армия может делать на территории Украины все, что хочет, и занимать любые территории. В этом контексте возникает вопрос, будет ли такой же подход применяться и к звучавшей здесь идее создания демилитаризованных участков на линии соприкосновения? Поясню: является ли такая демилитаризация фактически односторонней, обязательной для отрядов ополчения, но не для Киева?
Ряд партнеров стараются убедить себя, что нынешняя киевская власть – это жертва, и поэтому может рассчитывать на снисхождение. Попробуйте убедить в этом жителей Донбасса, против которых два года назад была начата карательная операция. Тех, кого сжигали живьем в Одессе, кого бомбили авиацией в Луганске, тех женщин и детей, которых убивали артиллерией на улицах Славянска, Донецка, Горловки, Луганска, Станицы Луганской, других городов Донбасса. Убеждены, что это у вас не получится, даже если вы предложите тем, кто остались жить в Донбассе, целую корзину печенья.
Еще раз подчеркнем, что выгораживание киевской власти тормозит переговорный процесс и провоцирует эскалацию конфликта.
Единственным ключом к прогрессу по-прежнему остается прямой диалог Киева с Донецком и Луганском по всем направлениям урегулирования.
Необходимы реальные договоренности в подгруппе по вопросам безопасности. В первую очередь по прекращению огня и отводу тяжелых вооружений, а также по прекращению учебных боевых стрельб вблизи линии соприкосновения и по разминированию. Они должны выполняться обеими сторонами. Выступаем за более активное патрулирование наблюдателями СММ именно зоны безопасности, наиболее проблемных участков линии соприкосновения. Необходимо обеспечить подлинно зеркальный характер наблюдения. Пока мы этого подтвердить не можем. Безопасность наблюдателей остается одним из ключевых приоритетов. Угрозы в их адрес считаем неприемлемыми.
Значительный вклад в деэскалацию ситуации могла бы внести нормализация работы СЦКК. Для этого необходимо восстановить рабочие контакты между военными экспертами совместного Центра, полноценное подключение к его деятельности представителей ополчения. Отмечаем ряд инцидентов провокационного характера, организованных украинской стороной против российских представителей. Рассматриваем это как шаги, направленные на слом механизма СЦКК на фоне заявлений о важности его сохранения в качестве стабилизирующего фактора.
Необходимо ускорить темп переговоров по политическим вопросам, в особенности по модальностям местных выборов. На прошлом заседании политподгруппы 6 апреля были внесены дополнительные предложения в русле электоральных стандартов ОБСЕ. Ожидаем конструктивной реакции.
Гуманитарная ситуация в Донбассе остается напряженной. Не видим со стороны Киева намерения даже попытаться вернуть себе симпатии жителей Донбасса мирными и гуманными средствами. По данным УКГВ ООН, власти Украины приостановили или полностью отменили выплаты социального пособия более 600 тыс. внутренне перемещенным лицам, а также заморозили выплату пенсий более 370 тыс. жителям Донецкой и Луганской областей.
Нет никакой пользы для нормализации ситуации от сохранения блокады Донбасса. Пока она не будет отменена, необходимо открыть максимальное число пунктов пропуска через линию соприкосновения. Важно делать это в рамках диалога, руководствоваться, в первую очередь, интересами безопасности местных жителей. В частности, это означает выбор участков с наименьшей минной опасностью.
Обмен задержанными по принципу «всех на всех» все еще требует решения. В связи с событиями на юго-востоке Украины в заключении оказалось значительное количество людей не только в зоне конфликта, но и в Харькове, Одессе, Днепропетровске, Киеве, других частях Украины. Не получаем надлежащей информации от украинской стороны о судьбе российских граждан, приезжающих навестить своих родственников, которые затем пропадают без вести. Не можем исключить того, что они арестованы службой безопасности без соблюдения надлежащих правовых процедур и содержатся в заключении без права переписки и уведомления кого-либо (как говорится, incommunicado).
В том, что касается «бытового сепаратизма», напомним содержание развешанных по стране плакатов, объясняющих, кого надо сдавать в политическую полицию Украины. В частности, сепаратист – даже тот, кто агитирует против мобилизации. Среди других признаков состава преступления указываются: «осквернение ценностей украинского народа, сомнения в существовании украинской нации, распространение слухов о несуществующей угрозе русскому языку, а также страхов и паники, восхваление ЛНР и ДНР и др.» Такое вот толкование ст. 110 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей наказание до 12 лет лишения свободы.
Это можно было бы списать на «свободу выражения гражданского общества», если бы именно по таким основаниям не был арестован, например, Руслан Коцаба.
Т.н. «сепаратизм» – это еще и инструмент внутриполитических разборок на Украине. Обратило на себя внимание заявление нынешнего губернатора Одесской области М.Саакашвили, в котором тот называет сепаратистами главного прокурора Одесской области и мэра Одессы.
Раз уж вспомнили Одессу. Недавние столкновения в этом городе между людьми, пришедшими отметить годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, и неонацистами еще раз показывают, насколько остро стоит проблема агрессивного национализма. Как вчера заявила заместитель главы СММ А.Симкич, такие тревожные тенденции распространяются по всей Европе. А значит – этому вопросу в рамках ОБСЕ должно быть уделено повышенное внимание. Активные и срочные меры по противодействию указанной проблеме, безусловно, способствовали бы стабилизации обстановки в стране, открыли бы дополнительные возможности для согласия и примирения на Украине.
Еще раз призываем СММ не ограничиваться наблюдением за правочеловеческой ситуацией в Донбассе, следить за тем, что происходит и на подконтрольных правительству территориях.
В заключение надеемся, что нынешнее «бурление» в эшелонах власти на Украине не приведет к попыткам использовать ситуацию в Донбассе в целях политической борьбы и не спровоцируют дальнейшее обострение.
Напротив – рассчитываем, что новое правительство Украины, наконец, реально возьмется за выполнение Минских договоренностей, откажется от затягивания переговоров и провоцирования напряженности.