Пресс-релиз № 28

Печать

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 3 марта 2016 года
Уважаемый господин Председатель,
Сегодня мы услышали очередные пропагандистские тезисы от представителей США, ЕС, Украины, Канады, которые с завидной регулярностью повторяются каждое заседание Постсовета. Однако от этого они не становятся ближе к истине. Очевидно, что цель в другом – оправдать нежелание киевских властей выполнять Минские договоренности, неспособность украинского руководства решать социально-экономические проблемы, выстраивать национальное согласие и примирение. Пока в Донбассе звучат перестрелки, можно продолжать отвлекать население страны от т.н. достижений правительства «победителей майдана» и выбивать из западных кредиторов дополнительное финансирование.
Важно, наконец, осознать, что единственный приемлемый путь разрешения украинского кризиса лежит через реализацию минского «Комплекса мер», через прямой диалог сторон в рамках Контактной группы и ее подгрупп. Этому процессу требуется весомая международная поддержка. Рассчитываем на продуктивную встречу в «нормандском формате», которая пройдет сегодня в Париже.
Считаем значимым шагом в укреплении режима безопасности достигнутую вчера в Минске договоренность о прекращении в зоне безопасности учений с боевыми стрельбами из оружия всех видов и всех калибров. Принципиально важно снизить уровень напряженности на линии соприкосновения, обеспечить восстановление режима прекращения огня, возобновить отвод тяжелой техники, вернуться к выполнению «Комплекса мер». Снова обращаем внимание коллег на действия националистических батальонов в зоне безопасности. Перманентные стычки между ними и регулярными украинскими войсками подтверждают отсутствие надлежащего контроля со стороны Киева.
Считаем несостоятельными попытки полностью возложить ответственность за эскалацию на Луганск и Донецк, поскольку именно украинские формирования сейчас занимают «нейтральную полосу», насыщают зону безопасности тяжелой техникой. Спецмониторинговая миссия ОБСЕ неоднократно докладывала о концентрации украинских сил на линии соприкосновения, вводе украинских военных в Павлополь, Пищевик и Зайцево. 26 февраля наблюдатели подтвердили, что ВСУ оккупировали часть Широкино в нарушение договоренности о демилитаризации этого населенного пункта. Именно действия украинских силовиков вопреки логике «Минска-2» приводят к опасному сближению противоборствующих сил.
За последнюю неделю наблюдатели не досчитались на складах украинской армии 15 РСЗО «Град» и «Ураган», 50 арторудий и 64 танка. В зоне безопасности обнаружено 16 РСЗО «Град», 4 арторудия и 2 танка. Интенсифицировались перестрелки и артдуэли. 27 февраля под обстрел попало с.Молодежное (Луганская область), 29 февраля – Коминтерново. Разрушены жилые дома. Миссия докладывает о возвращении на линию соприкосновения добровольческих батальонов. «Правый сектор» вновь появился в Марьинке.
Еще раз обращаем внимание на целесообразность равномерного и зеркального наблюдения по обе стороны линии соприкосновения с особым акцентом на зону безопасности. Отмечаем работу передовых баз патрулирования – насыщенное присутствие наблюдателей СММ является важным сдерживающим фактором.
В том, что касается претензий к обеспечению свободы передвижения наблюдателей СММ, предлагаем им опробовать практику регулярного посещения позиций украинских силовиков, в особенности националистических батальонов, причем без предварительного уведомления украинского командования. Это скажется на статистике.
Важным фактором укрепления доверия, которое необходимо для деэскалации ситуации, является прогресс на политических переговорах. Призываем активизировать работу по согласованию в политподгруппе проекта украинского закона о местных выборах. В этом же формате нужно решать и вопросы с обеспечением безопасности голосования. Необходимо также договориться о реализации п.5 «Комплекса мер» о запрещении преследования и наказания лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Стороны должны приложить больше усилий для обеспечения освобождения и обмена всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Отмечаем состоявшийся на днях обмен нескольких представителей конфликтующих сторон. В этом вопросе особенно востребован прагматичный деполитизированный прямой диалог сторон, честный подход к составлению списков лиц, содержащихся под стражей по обе стороны линии соприкосновения.
Возлагаем надежды на реализацию соглашения по разминированию, в особенности в плане сокращения минной угрозы для мирного населения. Проблема немаркированных и неогороженных минных полей – одна из наиболее острых. На немногих открытых украинских КПП создаются гигантские очереди, и люди в поисках путей обхода нередко попадают на минные поля. Это должно прекратиться. Рассчитываем на повышение качества взаимодействия в рамках Совместного центра контроля и координации.
Тем не менее, ужесточение блокады Донбасса подтверждает курс киевских властей на наращивание напряженности. Бессрочно закрыты пункты пропуска «Зайцево» и «Майорск». Под угрозой закрытия КПП «Еленовка». Единственное реальное объяснение такой политики – необходимость обеспечить дополнительные доходы подразделениям армии и нацбатальонов, которые занимаются поборами и вымогательствами.
Призываем отказаться от политики стен и заборов, от антигуманной и противоестественной блокады Донбасса, если Киев продолжает считать отдельные районы Луганской и Донецкой областей своей территорией, а их жителей – своими гражданами.
Уважаемый господин Председатель,
Зимняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ продемонстрировала широкий разброс взглядов на украинский кризис. Мы убедились, что на Украине есть силы, готовые конструктивно работать для достижения мира и стабильности, проводить необходимые преобразования на благо всех слоев и регионов страны.
Однако сегодня политику Киева все еще во многом определяют праворадикалы и националисты. Те, кто с «коктейлями Молотова» захватывали власть в феврале 2014 года, а в апреле того же года начали карательную операцию против жителей Донбасса. Именно на их совести 10 тысяч погибших и 20 тысяч раненых (только по минимальным данным ООН). Их действия привели к массовому бегству населения. Более 1 миллиона граждан Украины выехали и остались на территории России, около 800 тысяч, по данным УКГВ ООН, остаются временно перемещенными.
Праворадикальные и националистические силы представляют одно из главных препятствий для мирного процесса – именно они продолжают рассматривать силовое подчинение Донбасса в качестве единственного варианта разрешения кризиса. Могут ли те, кто столько лет исповедовали логику насилия и войны, переключиться на мирное урегулирование? Для этих сил продолжающийся конфликт – условие выживания и источник обогащения.
На бесчинства националистов «Гражданского корпуса Азов», которые 25 февраля с.г. блокировали телекомпанию «Интер», обратила внимание Представитель по свободе СМИ Д.Миятович. Это не единичный случай – достаточно вспомнить убийство журналиста О.Бузины.
На примере свободы СМИ на Украине хорошо прослеживается влияние националистов на политику официальных киевских властей. Под запретом оказались многие российские журналисты и СМИ, произведения литературы и кино. Под цензуру попали и западные, в т.ч. французский и итальянский, документальные фильмы о событиях на Украине.
Уважаемые коллеги,
По прошествии двух лет некоторые участники событий «на майдане» открыто признаются – и это показывают по украинскому телевидению – что ради «идеалов революции» стреляли на поражение и убивали сотрудников полиции, которые стояли в оцеплении. Существуют подробные исследования и западных авторов, в том числе из Канады, например, доктора философии Оттавского университета Ивана Катчановски (Ivan Katchanovski) в его обширной работе «The «Snipers’Massacre» on the Maidan in Ukraine». Делается вывод, что убийства «на майдане» были организованы и исполнены представителями праворадикальных группировок, в т.ч. «Правого сектора» и «Свободы», и стали ключевым элементом насильственного свержения власти в Киеве.
Однако главное даже не в неофициальных изысканиях, а в отсутствии надлежащего расследования со стороны киевских властей. Они не только не задержали стрелков по «горячим следам», но даже не препятствовали уничтожению улик. Международная консультативная группа Совета Европы признала работу украинских следственных органов по этому делу неудовлетворительной.
В этом же ряду стоит саботаж расследования киевскими властями сожжения людей в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года.
На сегодняшний день собрано много информации и об этих преступлениях, и о бесчинствах националистов в Донбассе – убийствах, насилии, разбое, мародерстве.
У украинских властей есть все основания для того, чтобы привлечь радикалов к ответственности, в том числе тех, кто до сих пор имеют депутатскую неприкосновенность. Однако даже тех, кого задерживают, под давлением радикалов вскоре отпускают на свободу. Такое, вот, верховенство закона.
Нейтрализация фактора радикальных группировок и движений – крайне важная, хотя и не единственная, предпосылка к тому, чтобы придать нужный импульс минскому процессу. Заигрывание с радикалами приведет к дальнейшей дестабилизации ситуации, которая не отвечает интересам ни народа Украины, ни ее соседей.
Благодарю за внимание.