Пресс-релиз № 11

Печать

Статья Посла России в Узбекистане В.Л.Тюрденева
ко Дню дипломатического работника Российской Федерации

Считается, что история российского дипломатического ведомства начинается 10 февраля 1549 года. Именно на эту дату приходится наиболее раннее упоминание о Посольском приказе - первой в истории нашей страны государственной структуре, призванной заниматься иностранными делами.  Однако отсчёт времени своего существования Министерство иностранных дел берет с 1802 года, когда оно было сформировано Императором Александром I.
День дипломатического работника был утвержден Указом Президента Российской Федерации В.В.Путиным 31 октября 2002 года. Учреждение нашего профессионального праздника свидетельствует о признании важности внешней политики как одной из ключевых составляющих российской государственности.
Существует не один пример того, как наша внешнеполитическая служба отстаивала интересы своей страны. В историческом контексте XX века это относится и к периоду Первой мировой войны, и ко времени Великой Отечественной войны, когда на фронт ушла почти половина сотрудников Народного комиссариата иностранных дел СССР. В те трудные времена советская дипломатическая служба способствовала обеспечению наиболее благоприятных внешнеполитических условий для разгрома врага, договорного закрепления итогов войны, послевоенного мироустройства.
Внешнеполитическая служба может быть эффективной и профессиональной только в том случае, если она стоит на твердой почве традиций, национальных и культурных ценностей. Это особенно актуально в современную эпоху, когда международные отношения проходят через непростой этап, связанный с формированием нового полицентричного мироустройства. Этот процесс идет непросто, сопровождается усиливающейся турбулентностью в международной обстановке, накоплением конфликтного потенциала на глобальном и региональном уровнях и беспрецедентным ростом террористической угрозы. Увеличиваются риски углубления межконфессиональных, межцивилизационных разломов, сохраняются неустойчивость и кризисные явления в мировой экономике.
В этой обстановке Российская Федерация последовательно продвигает позитивную, объединительную повестку дня с тем, чтобы приблизить решение фундаментальных проблем современного мира. Приоритеты российской дипломатии изложены в Концепции внешней политики Российской Федерации, Указе Президента России от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Её ключевые принципы остаются неизменными - открытость, предсказуемость, прагматизм, настойчивое, но без сползания к конфронтации отстаивание национальных интересов. Мы последовательно выступаем за создание широкого антитеррористического фронта, урегулирование конфликтных ситуаций, защищаем принципы верховенства международного права и коллективные начала в международных отношениях, отстаиваем безальтернативность центральной роли ООН, сохранения за её Советом Безопасности главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности.
Наш внешнеполитический курс основан на готовности к развитию полноценного и дружественного диалога и сотрудничества со всеми государствами – в той мере, в какой они к этому готовы. При этом, и хочу это особенно подчеркнуть, нашим партнёрам необходимо осознавать, что попытки давить на Россию не заставят нас отказаться от того, что мы считаем правильным и справедливым.
Ключевые принципы российской внешней политики в полной мере определяют и направления взаимодействия Российской Федерации и Республики Узбекистан – нашего стратегического партнёра и союзника в Центральной Азии. Российско-узбекские отношения носят дружеский и взаимовыгодный характер, развиваются по восходящей линии и имеют огромный потенциал.
В ноябре прошлого года мы отметили десятую годовщину со дня подписания межгосударственного Договора о союзнических отношениях между нашими странами. Этот документ, наряду с Договором о стратегическом партнерстве, является основополагающим для развития двусторонних отношений. В них зафиксированы приоритетные направления двустороннего партнерства в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Договорами предусмотрено тесное взаимодействие в вопросах обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, противодействия терроризму.
В заключение, хочу подчеркнуть, что душой российско-узбекского сотрудничества являются населяющие наши страны народы, для которых исторически характерно признание исключительной ценности духовных и культурных взаимосвязей. Они основываются на многолетних традициях уважительного отношения друг к другу, дружбы и взаимовыручки, общем видении того, каким должен быть современный мир, понимании и поддержки принципов уважения права каждого народа определять свою судьбу без навязывания каких-либо «рецептов» извне. Именно поэтому, я уверен, у российско-узбекского сотрудничества, которое является полноформатным и охватывает как двусторонние, так и международные аспекты, хорошее будущее.